|
Хольгер
Итак, можно ли изучать Толкиена в школе. Точек зрения по етому поводу - две. Одна (особенно активно высказанная Камышовым Котом) - нельзя, потому что "академичность" способна убить.
Другая - можно, потому что у Толкиена - самая фундаментальная книга 20-го века, и, кстати, блистательный контраргумент знаменитой фразе Артура Кларка "Если бы Льюис Кэрролл жил в наше время, он бы вместо "Алисы в стране чудес" создал бы "Лолиту".
Можно или нельзя? Ответ на этот вопрос у меня будет нестандартным.
Можно. Только для того, чтобы можно было изучать Толкиена, школа должна до него дорасти. Именно дорасти (когда-то меня старомодные гуманитарии пытались убедить, что стандартный набор русской классики выше по литературному уровню, чем Толкиен, но ни одного аргумента привести не могли). Потому что "обычную" литературу можно легко понимать в рамках обычных подходов (этап развития общества, связь с определенными общественно-политическими течениями и социальными группами, продолжение некоторых литературных традиций...). А Толкиена так понимать хотя и можно (вспомним блистательные работы Шиппи), но этого явно недостаточно. Потому что эта книга единственная в своем роде - книга, в которой хочется жить, а не быть по отношению к ней сторонним наблюдателем, как к тем же "Мертвым душам" (вспоминаю, как я один раз выдал: "Арагорну я бы руку пожал, а Собакевичу - нет..."). Поэтому Толкиена должны преподавать другие люди, и пока не сойдет со сцены догматизм и снобизм поклонников "классики", способных только повторять заученные тексты, Толкиена системно лучше не изучать. Только факультативно, по обоюдному желанию учителя и учеников.
Размещено: 17.07.01
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>