Главная Новости Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Личные страницы


Айрэлин

Психологическая проза на тусовочном материале - достоинства, недостатки, перспективы

В последнее время жанр рассказа из тусовочной/игровой жизни стал довольно распространен среди толкиенистов.

Классикой жанра можно считать "Сказку", "Киносъемки", "Галахада" и "Исповедь Глорфиндейла" - вещи, блестяще проанализированные Лестатом в известной статье "Четыре стороны чуда", хоть я лично и не согласна с его оценками: "Сказка" мне кажется более сильным с художественной точки зрения произведением, чем "Галахад", а "Исповедь Глорфиндейла" вообще не имеет прямого отношения к толкиенизму (при замене методом Кота Камышового - Глорфиндейла на Юрика, а игру на турпоход - никаких изменений не происходит).

В этом же жанре пишут Ассиди и Миримэ - первая с юмористическим оттенком, вторая - серьезно.

Первое, что бросается в глаза при чтении произведений этого жанра, особенно ранних - это чрезмерная увлеченность деталями быта и отношений внутри тусовки. Целью становится воссоздание (даже не требующее слишком подробного описания) родной и близкой авторам (и читателям) атмосферы игры или вписки. Герои узнаваемы и кажутся реалистично выписанными, потому что их не надо долго описывать в тексте - достаточно сослаться на реально существующего человека, с которого списан герой.

Является ли это недостатком? По-моему, является. Это свидетельствует об априори "коммерческой" ориентации текста, о том, что он рассчитан на внимание читателя и пробуждение в нем вполне определенных ощущений и не рассчитан на постановку каких бы то ни было глобальных вопросов - социальных ли, философских ли, религиозных или каких-то еще. Идеи, выражаемые все же в произведениях этого типа, существуют в них не благодаря, а вопреки их "антуражности" - например, слишком затянутое описание заезда на игру в "Галахаде" не содержит никаких особенных идей и мешает восприятию дальнейшего, более интересного материала (который и излагается-то гораздо менее сочно и красочно).

Более поздние произведения - "Исповедь Глорфиндейла", "Злая притча" и "Приказано вспомнить" - гораздо меньше внимания уделяют антуражу и не изображают "монстров", так что поневоле более ярко описывают характеры и освещают некоторые актуальные проблемы общечеловеческие или сугубо тусовочные. Тут возможны два варианта, и наиболее совершенна в этом отношении "Злая притча", занимающая среднее положение: либо полное погружение в проблемы тусовки и особенно "глюков" ("Приказано вспомнить", "В лес за пустотниками"), либо решение нетолкиенистских проблем в толкиенистском антураже, который не понятно, зачем тут понадобился ("Исповедь Глорфиндейла"). "Злая притча", при всей простоте своей идеи (зависть цивильного, нетворческого человека к творческой толкиенистской тусовке и бессилие творца перед напором серости), реализует ее на зависть красиво. Потому что сама идея является пограничной между общечеловеческими и специфически толкиенистскими.

По моему скромному мнению, будущее у жанра игрового рассказа есть. Если будет найдено равновесное сочетание общечеловеческого и специфически толкиенистского в рассказе, то хороший результат гарантирован.

(А Эстера в "опупее" еще больше усугубляет недостатки "Исповеди Глорфиндейла"... :-()

Размещено: 19.04.01



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>