|
Нельзя запретить человеку иметь собственное мнение. Зато можно запретить это мнение высказывать. Ну и что? Не имея возможности поделиться своими мыслями с другим человеком, который тебя выслушает и, может быть, даже поймет, можно произносить монологи перед кошкой, писать "в стол" все, что думаешь, или же просто обдумывать свои мысли, ни с кем не делясь. В последние полтора-два десятилетия все стало еще проще: практически все можно мало того, что вслух сказать, так еще и опубликовать где-нибудь, где ко двору придется.
Преамбула. Если говорить о литературной критике в контексте разговора о фэндомской литературе, то следует признать: рецензий у нас пишут много. На просто понравившиеся рассказы и повести (а иногда и на стихи), но то, что не понравилось, но чем-то зацепило или возмутило (яркий пример и того, и другого - ЧКА).
В то же время, фэндомская литература сильно отличается от литературы классической (т. е. на "жизненные" темы и произведения профессиональных писателей). Литература фэндома более демократична, она изначально не предназначена для публикации в книжном виде. Гораздо ближе ей литература самиздата: на заре фэндома опусы поклонников Толкиена и иже с ними переписывались от руки и представлялись на критику друзьям, теперь эта практика в общем сохраняется (правда, на смену рукописным текстам приходят компьютерные распечатки, а передаче "из рук в руки" - e-mail), но куда чаще новоявленный автор открывает для себя еще одну замечательную возможность Интернета, и принимается проталкивать свое творчество на разнообразные сайты о литературе. Кстати, вышесказанное относится не только к творчеству толкиенистов. При желании в Сети всегда можно найти место для публикации ваших опусов - не придетесь ео двору на Арде-на-Куличках, Тол-Эрессэа или Архивах Средиземья - значит, где-то есть пусть не такой внушительный, но менее требовательный сайт, где вас обязательно опубликуют.
Тексты, выложенные в онлайновых библиотеках, воспринимаются иначе, чем выпущенные в издательствах. Их авторы тоже воспринимаются несколько по-иному. Предположим, автограф вы у них не попросите, зато можно написать по e-mail и даже получить ответ. А еще можно написать рецензию и отправить на тот же сайт, где прочитали понравившийся рассказ. Многие библиотеки еще и рецензии публикуют.
И вот мы подходим к вопросу о рецензиях. Поскольку фэндомская литература демократичнее, рецензии тоже более демократичны. Среди многочисленных прочитанных мною рецензий нет ни одной, равной по размеру, скажем, статьям Бонди или Эпштейна. А в самих рецензиях почти никогда нет подробного литературоведческого разбора рассказа/повести. Это скорее отзывы: его автор высказывает свое мнение о прочитанном. Да и стиль таких отзывов сильно отличается от науных исследований: здесь вполне допустима большая эмоциональность, неформальность и прочее.
Я писать рецензии не люблю. Вообще большой любви к литературоведению не испытываю, меня больше привлекает лингвистика. Но, так как частенько хочется поделиться своими впечатлениями от прочитанного не в приватной беседе или в треде на форуме, а в рецензии, то иногда я все-таки берусь за перо, точнее, за мышку и клавиатуру. Но рецензий я не пишу принципиально! Я пишу отзывы. А разница между рецензией и отзывом просматривается уже в названиях: рецензия - какой-то наукообразный термин, а отзыв - что более неформальное и демократичное. Притом отзыв предоставляет своему автору больше свободы в выборе темы разговора, стиля и тона. В нем достаточно уместен разговорный стиль, неуместный для рецензии. Собственно, поэтому я и предпочитаю отзывы. Да не обидятся на меня литературоведы, но литературоведение я не люблю. Мне всегда казалась странной идея разбирать литературные произведения. А уж популярные формулировки вроде "Автор говорит", "Автор хочет сказать" и так далее вообще вызывают у меня смех. Раньше раздражали, теперь кажутся безумно смешными, ибо ни один автор не думает, как бы составить фразу таким образом, чтобы нагрузить ее дополнительными смыслами. У талантливых авторов это получается само собой (и вопринимается внимательным читателем тоже само собой), а про бесталанных авторов и говорить не стоит.
Что касается фэндомских рецензий: на мой взгляд, они все-таки ближе к отзывам. Чем, кстати, безумно мне нравятся: их авторы не навязывают своего мнения (чем иной раз грешат маститые литературоведы), а просто высказывают его. Почему бы тогда не называть рецензии - отзывами?
Размещено: 09.06.04
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>