|
Лайхэ
Кажется, пришла пора ответить на кое-какие вопросы. Периодически разные люди меня спрашивают, почему в том или ином своем рассказе я вывожу орков не "по Профессору", то есть приписываю им интеллект, которого им от века не положено. Для большинства ортодоксальных поклонников творчества Толкиена с этим народом все ясно: Зло, воплощенное Искажение, интеллект по нулям, одни инстинкты, да и те - нездравые. Подробный анализ орочьей культуры и обычаев проводить здесь я не буду; всех интересующихся отсылаю к Тайн (Эне Ильиной), которая написала весьма и весьма дельный трактат о народах Средиземья. Опять же, собственные... хм, ну, скажем так, глюки, - оставляю за кадром. Речь идет сейчас о некоем общем стереотипе, поэтому кто что видел, помнит, знает и тэ дэ - нужное подчеркнуть - в данный момент не затрагиваем.
Итак.
Для начала: давайте условно примем предположение, что Арда (Арта) - это реально существующий мир. Потому что если рассматривать ее исключительно как плод фантазии Дж. Р.Р.Толкиена, то и говорить не о чем, ибо все действующие лица его книг сводятся всего лишь к набору литературных персонажей. Стало быть, Арда существует, и мы, находящиеся здесь, в той или иной степени как-то имеем с ней контакты. Память прошлых инкарнаций, визионерство, предвидение грядущего - неважно. Важно то, что есть некая зацепка мира нашего с миром иным. И в этом ином мире действуют законы, очень похожие на наши. Во всяком случае, большая часть нравственных ценностей, структура общества, этика - совпадают. Разница заключается в том, что там имеются из разумных народов/гуманоидов не один (йети и иже с ними не в счет), а несколько. И если у нас богов еще никто никогда не видел (во всяком случае, документально это никак не зафиксировано), то там боги - они же Валар - вполне действующие лица, с которыми каждый при очень сильном желании имеет шанс лично поручкаться.
Значит, подводим первый итог.
У нас имеются из разумных народов:
- люди... и все. Предположительно - еще некие загадочные существа, известные под именем йети (снежные человеки и т.п.), по очень сильному допущению - дельфины (это не ко мне, это к ученым и фантастам) и все. Существование иных разумных гуманоидов (эльфы, цверги, брауни и тому подобные) документально никак не подтверждается, так же как наличие богов или единого Бога, Сатаны и иже с ними. Посему остановимся на людях.
В Арде:
- Айнур (Валар, Майяр);
- Элдар (эльфы);
- Эдайн (люди);
- Наугрим (гномы);
- Периайн (хоббиты, полурослики);
- энты;
- тролли;
- драконы;
- орки.
(Различных спорных существ вроде горных великанов или фойолли я не стала упоминать - не будем слишком отдаляться от первоисточника. Опять же, Балрогов и всякую разумную валинорскую живность вроде орлов Манве и собак Ороме я в данном случае отношу к Майяр, хотя это и не совсем верно; Урукхай рассматриваются не как отдельная раса, а как полукровки).
Итак, как мы видим, орки занимают свою экологическую нишу среди прочих народов, и можно долго ругать или хвалить Мелькора за их появление (или вообще не верить, что Мелькор приложил к этому появлению руку), но они - есть. Какова бы ни была причина их появления в Эндорэ, но они "множатся, подобно Детям Единого", и, стало быть, являются вполне равноправным народом среди остальных народов Арды.
Далее - интереснее. Изначально Детьми Единого считались эльфы и люди; во всяком случае, именно о них было предпето в Айнулиндалэ. Но Ауле создал гномов, и Эру, хоть и не без скрипа, их принял. Йаванна создала энтов. Могут ли они считаться Детьми? Без сомнения: Эру их принял и одобрил. Кто и когда сотворил хоббитов - тоже хороший вопрос; Толкиен однозначного ответа не дает, но утверждает, что они являются близкими родичами людей. Ладно, расценим их как подвид (я имею в виду биологическую, а не этическую точку зрения). С троллями тоже весьма интересно, потому что в "Сильмариллион" говорится, что Мелькор после своего бунта не мог создавать ничего живого и поэтому переделал эльфов в орков, но из кого он переделывал троллей? Отдельная тема; впрочем, речь сейчас идет об орках.
Итак, орки. Эльфы, которых коснулось Искажение. А в чем оно состоит? Предположим, что если у эльфов фэа главенствует над роа, то у орков - наоборот. Означает ли это, что у них фэа отсутствует? Хм, но у эльфов же тела имеются. И физиология вполне себе.
Что есть Искажение? Возможно, права Ниэннах, считающая, что в Арду ворвалась Пустота и некоторым образом воздействовала на имеющихся в наличии Элдар. Пустота - именно так, с большой буквы - персонаж довольно известный как элемент разнообразного фольклора, причем частенько отличающийся некой "осьминожестостью": либо это сам осьминог, либо паук - в случае "Сильмариллион" Унголиант является в своем воплощении именно пауком. (Не могу не ухмыльнуться... "...и была она одной из тех, кого Мелькор растлил и привлек к себе на службу." Перевод Гил-Эстель. Бедная несовершеннолетняя паучишка, пострадавшая от развратных действий!) Так вот, положим, некоторой части эльфов не повезло - столкнулись с Пустотой. И что же из этого воспоследовало?
...Квэнди - довольно крепкий народ. Уж если Мелькору, принадлежащему к Творцам мира, пришлось их по одному отлавливать, чтобы превратить в орков, то...
А впрочем, касалось ли их Искажение? А может быть, Искажение - лишь в том, что орков не было в Замысле Эру? Или в том, что они традиционно сражались на стороне Тьмы? Но харадрим и дунландцы тоже служили Саурону, хотя являлись обычными людьми, причем в намеки Толкиена насчет того, что Саурон им всем оптом мозги задурил своей магией, лично я ни на грош не верю. Попробуй-ка задури целый народ, да не один. Нет, господа, война - дело политическое, магия тут не причем. Но вернемся к оркам.
Они ведь не стайку изгоев образовали - вполне полноценный народ. (Что я называю полноценностью? - народ, который вне какого-либо вмешательства высших сил множится, живет в рамках своей этики и занимает свою нишу среди прочих разумных народов мира). У них есть своя, если угодно, база, и на этой базе они формируют свое дальнейшее развитие. Это не значит, что "орки - переделанные эльфы". Это не значит, что "эльфы - это орки наоборот". Есть - разные народы. Ну, а предположим, что в нашем мире не кроманьонцы завладели ведущими позициями, а начали параллельно и не мешая друг другу развиваться две разные расы - неандертальцы и кроманьонцы?
Разумеется, мне возразят, что история не знает слова "если". Разумеется, я первая буду протестовать против распределения навроде "орки - неандертальцы и Элдар/Эдайн - кроманьонцы". В эволюции народов Арды нет тупиковых ветвей; может быть, потому, что и эльфы, и орки, и все прочие появились уже готовенькими, в современном, так сказать, виде, а не шли долгим мучительным путем от обезьяны. И все-таки - а если?..
Далее - ответы на вопросы, которые мне задавали. Подчеркиваю лишний раз, что это исключительно моя точка зрения; для окончательных выводов есть более знающие и авторитетные люди.
Бессмертны ли орки?
Думаю, да. Хотя у Толкиена не дается однозначного ответа на этот вопрос. Но. Что такое бессмертие с медицинской точки зрения? Постоянная регенерация клеток плюс устойчивость к вирусам. Если в физиологии эльфов это заложено изначально, то вряд ли организм орков перестроился на иное. У того же Толкиена говорится, что орки предельно неприхотливы и могут даже съесть испорченное мясо и выпить протухшую воду. Значит, их организм обладает великолепной выносливостью и невосприимчивостью к бактериям и ядам (во всяком случае, трупному). Нигде не говорится, что орки подвержены инфекции. На мой взгляд, это вполне роднит их с эльфами и косвенно является подтверждением их бессмертности. А кроме прочего, я вообще считаю, что орки и эльфы отнюдь не так далеко ушли друг от друга, как принято думать, и ниже объясню, почему.
Насколько тесна связь между орками и эльфами?
У Толкиена есть интересная версия, что орк, с малолетства воспитанный эльфами, вырастает эльфом. Если разложить по полочкам, что это такое - "вырасти эльфом", то:
- внешность. Теперь задумаемся, насколько велико внешнее различие орков и эльфов (сразу отметаем одежду, украшения и прическу как несущественное). Торчащие клыки и прочие аппетитные детали вызывают сильное сомнение уже своей нефункциональностью: ну, объясните мне, зачем эти торчащие клыки нужны существу, которое способно для добывания пищи и ее разделки применять различные инструменты? Так что устрашающая внешность орков, на мой взгляд, может объясняться либо идеологической пропагандой (мол, у этих гадов ничего хорошего не может быть ни снаружи, ни внутри), либо несколько хитрее: нам известны лишь описания воинов-орков. Не могли ли они использовать в качестве элемента боевого снаряжения устрашающие маски, как это случалось и среди наших народов? Тогда вот тебе и клыки страшенные, и цвет лица хоть синий, хоть зеленый.
- телосложение: принято считать, что орки и в этом уродливы, а эльфы прекрасны. Но. Поставьте рядом среднестатистического монгола и такого же среднестатистического скандинава. Один - невысокий, узкоглазый, смуглый и черноволосый, второй - рослый, волосы светлые, глаза - тоже и иначе разрезаны. Кто из них красивее? Да оба хороши, просто - каждый по-своему. Это я, собственно, к чему. Обычно орки и эльфы проживают в разных местностях. У одних - горы и пещеры; у других - города и леса. Логично, что в условиях нашего мира организм генетически приспосабливается к месту проживания. Это происходит в результате естественного отбора и длится тысячелетиями - см. происхождение человеческих рас. А если у эльфов и орков это приспособление может осуществиться даже не за несколько поколений - за одну конкретную жизнь, вернее, за начальный период этой жизни? Как мне кажется, бессмертие, подразумевающее постоянную и равномерную способность клеток к регенерации, должно давать и способность высочайшей приспособляемости к условиям окружающей среды. В таком случае, превращение эльфа в орка, а орка в эльфа - это результат не чьего-то злого или доброго умысла, а физиологическая защитная реакция организма. Вот и рассуждай после этого о красоте и уродстве - просто внешность каждого приспособлена наилучшим образом к среде обитания. Это если объективно. А субъективно - орк вполне может показаться эльфу уродливым, как и эльф - орку. У любого народа каноны красоты зиждутся на собственном типаже. Мне могут возразить, что, мол, отчего же тогда, к примеру, негры весьма ценят белокожих блондинок, - ну, так ценить-то они их ценят, вроде как общение с полной внешней противоположностью добавляет пикантности, но почему во всех эпосах красивыми считаются люди с внешностью типичной именно для данного народа? Только ли потому, что во времена создания этих эпосов сообщение между различными народами было куда более ограниченным, чем сейчас? Не думаю.
- уровень интеллекта. Опять же, если из новорожденного орчонка при должном воспитании может вырасти нормальный эльф, значит, с мозгами там все в порядке. Просто у орков - своя культура, могущая показаться эльфам примитивной и дикарской... но, господа, извините, - культура примитивной не бывает. Отсюда плавно перетекаем к следующему вопросу, вернее, утверждению:
У орков нет ни своего языка, ни своей культуры!
Да, Толкиен об этом упоминает. "Говорят, своего языка у них не было, они брали, что могли, из других языков и переиначивали по-своему..." Прерываю цитату. Если переиначивали по-своему, значит, какой-то язык у них был? Несоответствие. "...но получались грубые жаргоны, пригодные только для проклятий и ссор". Однако раз получались жаргоны, значит, какие-то лингвистические способности у орков все же имелись. Как правило, жаргонная речь (арго) отличается не только негативной/циничной эмоциональной окраской, но и образностью, абстрагированностью от обывательских стереотипов и зачастую удивительной меткостью (см. мат, "феню", жаргон различных неформальных систем). "Эти твари, злобные и ненавидевшие даже друг друга, быстро породили множество диалектов..." Ну, эмоции насчет злобных тварей оставим на совести Толкиена, но объясните мне, как могут породить диалекты те, у кого нет даже своего языка? Да еще и быстро?
"Злобные и ненавидевшие даже друг друга..." Ладно, предположим, что так оно и есть, а размножались они, очевидно, повинуясь животному инстинкту. Все бы хорошо, но орки не лишены разума. И пусть инстинкты у них главенствуют, но отчет своим действиям они все же способны отдавать. Итак, получается милейшая картинка: мужчина, ненавидя женщину, но повинуясь инстинкту размножения, ее... ну, скажем так: склоняет к сожительству. Женщина, ненавидя мужчину, но повинуясь тому же инстинкту, к сожительству склоняется. У нее рождается ребенок, которого она, разумеется, тоже ненавидит. Внимание, вопрос: а почему она этого ребенка вскармливает? Ведь какие-никакие, а мозги у нее есть, не одни инстинкты, так почему же ей в голову не придет этого ребенка - за ногу да о камешек? Потому что злобный Мелькор внушил всем оркам, что их дети - его будущие воины? Но ненависть изобретательна. Кто помешает матери уничтожить мещающего ей ребенка так, чтобы никто не подкопался? Мертвый родился, и все тут. Но орки "множатся, подобно Детям Единого". А значит, какие-то привязанности, пусть и на животном уровне, им присущи. Ладно. Пока на этом остановимся.
Теперь - о племенной структуре этого народа. Сомневаюсь, что любое поселение орков представляло собой некое подобие военной части, в любой момент готовой встать "в ружье". При изрядной плодовитости орков весьма трудно удержаться в каком-то очерченном контуре: территории Ангбанда, Тол-ин-Гаурхот, Мордора и т.п. Явно же племена заселяли довольно обширные пространства. А значит, и свой общественный строй в этих племенах был, и иерархия - не может же Мелькор денно и нощно отслеживать эмоциональный настрой и нужное направление мыслей каждого орка на сотни километров окрест! (Вдобавок Мелькора нет в Арде с конца Первой эпохи, с Сауроном тоже не все гладко, а орки живут себе и живут.) И, получается, культура. Ибо культура - неотъемлемая часть развития любого социума. С субъективной точки зрения эльфов эта культура может показаться примитивной. Как для цивилизованных народов нашего мира кажутся примитивными или даже атавистическими обычаи и верования дикарей. Но дело-то в том, что на том витке развития общественных и иных отношений, на котором находится то или иное "дикарское" племя, именно этот культурный уровень и является наиболее логичным и необходимым! Каждое общество развивается по своей схеме, и насильственное внедрение иных ценностей и стереотипов, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Ну, пришли к "примитивным" американским дикарям "цивилизованные" миссионеры, начали проповедовать культ единого Бога и раздавать "огненную воду". О печальных итогах такого "просвещения" рассказывать или историю и так все знают?
Резюме: нельзя судить о культурном уровне того или иного народа со своей колокольни. И нельзя отрицать за каким-либо народом права на свой и только свой эволюционный путь. А совсем без культуры никакая раса существовать не сможет - вымрет или рассеется за несколько поколений. Что же касается конкретно орков, то для самых уверенных ортодоксалов я скажу только одно страшное слово: самобытность. Любая культура самобытна. И если один народ без компьютера жить не может, а другой деревянным идолам молится, это не значит, что чья-то культура лучше или хуже. Каждому - свое. Это не придумала, это древние мудрецы. Которые, кстати, компьютеров не знали. Ужасно примитивные были, наверное.
Но ведь орки явно уступают в интеллектуальном развитии другим народам?
Уточним: орки, которые так или иначе задействованы в сюжете книг JRRT. То есть - военные, причем если не совсем уж пушечное мясо, то мелкие командиры подразделений пушечного мяса. Ладно, настойчиво всплывающие в памяти десятки анекдотов про товарища прапорщика отметем; в конце концов, никто не может утверждать, что профессия военного подразумевает в мозгах одну извилину, да и ту от шлема. Но что пишет Профессор о поселениях орков, об их внутреннем общественном строе, об их обычаях, о культурном наследии? Ничего. Ему это неинтересно. Для сюжета ему нужны тупые солдафоны, которых будут с блеском громить положительные персонажи. Вам это ничего не напоминает? А мне напоминает. Былины о христианских витязях, крушащих "татарву поганую" или просто "подлых сарацин" направо и налево. Правой рукой взмахнул - улица, левой - переулочек... Абсолютно, к сожалению, типичная для ортодоксальных приверженцев той или иной религии субъективность. И порой такой горе-патриотизм служит не возвеличиванию прославляемой стороны, а строго наоборот. Помните роман "Молодая гвардия"? Александра Фадеева, автора, здорово ругали, что он немцев такими идиотами выставил - мол, какой же это со стороны молодогвардейцев подвиг, с таким-то врагом сражаться...
Толкиен не мог быть объективен: он - ярый христианин, вдобавок - увы! - частенько следующий не духу, а букве христианства. И для него, отдавшего свои симпатии эльфам и людям, сражающимся на "светлой" стороне, орки - та же самая "татарва поганая". Хотя бы потому, что они - иные, и их мысли, цели, устремления всяко не могут расцениваться позитивно, потому что не обладают нужной идеологической окраской. Поэтому задача читателя думающего - отделять мух от котлет, то есть объективную истину от истины в субъективном изложении.
Но ведь орки пытали пленников, а Келебриан вообще довели до того, что она света белого невзвидела?
А добрые и благородные Гэндальф и Арагорн, надо полагать, Горлума пряниками угощали, чтобы он им о своих похождениях в Мордоре рассказал. На войне - как на войне, и тут уж деление на "добрых светлых" и "гнусных темных" сильно попахивает "нашими благородными разведчиками" и "их подлыми шпионами". Когда доходит до конкретных и весьма стремительных действий, туманные идеалы обычно оказываются несостоятельными. Восток - Запад - абсолютно четко обозначенное противостояние, и война, даже если она официально не объявлена, все равно остается войной. Кстати, многие любят поругать Перумова, я и сама его поклонницей не являюсь, но мне очень понравился у него эпизод, где уж-жасно положительный герой рассказывает, как они после окончания Войны Кольца неторопливо и методично уничтожали остатки орков - женщин и детей. Причем рассказывает явно с чувством глубокого удовлетворения. Вот в это - верю. С точки зрения благородных светлых воителей орки не имели права на существование. Стало быть... геноцид? А пуркуа бы, собственно, и не па. Орки же - неполноценная раса, способная лишь на зло. Ку-ку, герр Адольф!
Разве орки не сеяли зло и смерть?
А Феанор со товарищи, разумеется, пришли в Эндорэ сеять разумное, доброе и вечное. Хотя и вовсе эльфы. А Эол в собственного сына педагогично ножиком кидался тоже исключительно от отцовской любви. Вот докажете мне, что для эльфийской матери гибель сына - зло, а для орочьей наоборот - тогда, может, соглашусь. Вопрос-то в том, какой из враждующих сторон сторонний наблюдатель отдаст свое предпочтение. И возможно ли при этом сохранять хоть какую-то объективность.
Итак, резюмирую все вышеизложенное. Орки - есть. И, в общем-то, им плевать и на то, что писал о них JRRT, и на то, о чем сейчас спорим мы. Трудов Толкиена они не читали; о том, что они примитивны и безнадежно тупы, им не рассказывали, а значит, живут они, множатся и верят в то, во что верили, рассказывают детям свои сказки, поют свои песни, молятся своим богам, выбивают на клинках свои узоры и думают свои думы. Давайте же не будем страдать хоть бы и литературным расизмом - и засим оставим их в покое.
Размещено: 20.03.04