|
Вальрасиан
Закон подлости, однако... Свою статью о "ПТСР" я закончил едва ли не в прошлом году, отложил в архив. И не прошло и нескольких дней с момента ее опубликования, как в голову полезли новые мысли. Впрочем, может быть оно и к лучшему, ибо эти мысли с прошлыми находятся в непересекающихся плоскостях.
А пришел мне в голову вопрос, вынесенный в заголовок. Ибо в официальную версию о его проживании в Восьмую эпоху, век космолетов и компьютеров, я не верю. Напомним, что произведению предпослано авторское определение жанра - "эротический боевик", прямо указывающее на принадлежность текста к массовой литературе. А массовая литература во все века была склонна переносить в описываемый мир или временной период социальные, технические и идейные элементы своего времени. Не вдаваясь в историю1, обратимся к более близким к "ПТСР" произведениям - fantasy обыкновенной, волшебной. Характерно, что в произведениях современных fantasy-писателей без особого труда можно найти любую черту современного мира. Огнестрельное оружие (Желязны, Камша, Прэтчетт), магические версии самолетов, систем охранной сигнализации и автоматического пожаротушения (Охотников), компьютеров (Прэтчетт, Свиридов и Власова), боевой авиации и тяжелой артиллерии (Серебряков и Уланов, Андерсон), конвейерного производства (Тертлдав), батарей водяного отопления (Мартин). Развивается химия (Сапковский). В "Не время для драконов" гномы строят железные дороги, в "На всех хватит" - изобретают цеппелины и разрабатывают новые модели пулеметов. Еще больше социальных и экономических заимствований. В классических средневековых и ренессансных декорациях действуют люди XX века, фигурируют развитые системы банковских расчетов, полуфабричное производство, регулярная призывная армия, нерелигиозные идеократические режимы, университетские гранты, наркомафия, развитые спецслужбы и мощные бюрократические системы.
В "ПТСР" подобных анахронизмов тоже хватает, но ни один из них не отсылает читателя хотя бы XX-му веку Земли. В тексте нет ни гномьих арифмометров, ни эльфийских гиперболоидов, ни мощных оптических систем, ни по настоящему развитых систем управления. Нефтедобыча и монетная система, проституция и развитая система пропаганды, равнодушно-доброжелательное отношение к половым похождениям и широкое использование "низовой" бранной лексики, работорговля и гомосексуализм - явления достаточно странные для толкиеновского мира, но ни одно из них не отсылает нас не только к Восьмой Эпохе, но и к XX веку.
Значит внутреннего автора "ПТСР" ("Берена Белгариона", далее - ББ) следует искать в ином времени и месте. Упростим себе задачу и предположим, что писался этот текст все ж таки в Арде и не слишком позднее Третьей Эпохи2. И будем искать зацепки, указывающие на личность автора.
Зацепка первая. Автор очень хорошо знает специфическую культуру эльфов и эдайн. Упоминание в тексте "Атарабетов" позволяет предположить, что автор относится к ареалу эльфийско-нуменорской культуры. Однако очень сложно поверить в то, что текст, содержащий такую плотность бранной лексики, мог быть написан эльфом. Следовательно, ББ, скорее всего, является человек находящимся в зоне культурного влияния дунэдайн.
Зацепка вторая. Насколько жутким, мерзким, инфернальным и чужим в тексте выглядит Моргот, настолько же посюсторонним, обыденным, почти похожим на человека выглядит Саурон. Да, оба они враги, - но первый враг страшный и потусторонний, а второй - враг здешний, близкий и похожий. Такого отношения можно ожидать лишь от тех, кто достаточно близко сталкивался с Сауроном. Поэтому в данном случае мы имеем дело либо с нуменорцем времен Ар-Фаразона, либо с одним из участников Войны Последнего союза, либо, наконец, с темным диссидентом из слуг Саурона. Однако последний вариант представляется маловероятным. Учитывая, какое внимание ББ придает пропаганде, он должен понимать, какая судьба ждет подданых Саурона, рискнувших написать такое. Следовательно, ББ жил в конце Второй-начале Третьей Эпохи.
Зацепка третья. Автор "ПТСР" достаточно спокойно относится к рабству. Оно распространено у Эдайн трех домов. Однако, как мы знаем, Верные, в противовес людям Короля, не принимали рабство. Поскольку большинство людей, участвовавших в войне Последнего союза, относились к Верным, вряд ли можно полагать, что человек, живший и творивший в такой культурной среде, смог бы с доброжелательным равнодушием относиться к рабству. Следовательно, ББ - нуменорец конца второй Эпохи, причем не происходящий из среды Верных.
Зацепка четвертая. Автор "ПТСР" хорошо относится к эльфам, что немыслимо для последовательных Людей Короля. Следовательно, к Людям Короля ББ также не относится.
Дальше остается лишь гадать. Нуменорец конца Второй Эпохи, не Верный и не Человек Короля - кто это может быть? Возможно, житель одной из южных нуменорских колоний? Это может объяснить знакомство автора с обычаями вастаков и довольно архаичный характер заклинательных песен, приводимых в романе. Возможно - один из последних представителей Guild of Venturers, что может объяснить знакомство с гномьими обычаями и такими нехарактерными для Нуменора явлениями, как проституция и гомосексуализм. Возможно - один из Людей Короля, перешедший на сторону Верных, но сохранивший изрядную часть прежних заблуждений, что объясняет высокую полемичность романа. А может быть - и все вместе - Морской Купец, принадлежавший к Людям Короля, но рассорившийся с ними и сбежавший под крылышко Верных в одну из южных колоний...
Если кто-нибудь продолжит исследование - будет весьма интересно почитать.
Сноски
1. О литературных курьезах этого рода всякий может прочитать в многочисленных источниках, но для современного читателя оценить причуды былых литераторов сложнее, нежели причуды нынешних. Так что не буду лишний раз понтоваться набранной с бору по сосенке эрудицией.
2. Отражений Амбера, в которых могли написать "ПТСР", или сюрреалистических вариантов развития Средиземья я и сам могу понапридумывать до бесконечности.
Размещено: 06.09.04
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>