|
Злобный Арфинг
Jesus Christ, Jesus Christ,
Who are you? What have you sacrificed?
Jesus Christ Superstar,
Do you think you’re what they say you are?
Jesus Christ Superstar
Нет, правду умные люди (эльфы, гномы, орки, назгулы, кендеры – ненужное зачеркнуть) говорят – кем родился, тем и помрешь. Я изначально себя считала назгулом (спасибо любимой сестренке!), потом, прочитав «Лэйтиан» и «Хроники Дома Финарфина», прониклась Финродом и заделалась эльфом. Но темная сущность и по сей день себя проявляет как только может.
Это я к чему? Да к тому, что особо просветленным эту статью лучше не читать. Правда. Ее автору, хоть он и Кольцепризрак, тоже жить хочется.
Сразу предупреждаю, что никакой фактологии вы здесь не найдете, это сугубо философское размышление, иногда еще и не в тему, заявленную в заголовке (а что, хорошо звучит? Или вы Уэббера не любите?). Любителей фактологии и тех, кто ничего не знает о Финроде помимо написанного в «Сильмариллионе», «Лэйтиан» и Athrabeth Finrod ah Andreth, отсылаю к черновикам Профессора и статье Эйлиан «Размышления на тему: кто такой Финрод Фелагунд и зачем он нужен». Право слово, лучшей публицистики по Финроду я не читала и, наверное, не прочитаю.
Собственно, я не собиралась излагать свои размышления на эту же тему. В чем-то я с Эйлиан согласна, а в чем не согласна – это мое личное дело. И взяться за перо (а точнее, сесть к компьютеру) меня заставил роман Ольги Брилевой «По ту сторону рассвета» (не читали? Ну и правильно) и парочка шедевров примерно той же направленности. Разбирать эти опусы досконально у меня и в мыслях нет – если я сейчас начну писать рецензию на «По ту сторону рассвета», я просижу за столом до Второй Музыки, и получившаяся рецензия по объему будет соотноситься с ПТСР, как «Кольцо Тьмы» – с «Властелином Колец». К тому же это просто неинтересно. Так что я намерена всего лишь попытаться объяснить, почему именно Финрод так популярен. А при чем здесь ПТСР? Да так просто, к слову пришлось. Идею подало.
Роджер Желязны, творец Амбера, был гением. Помните бури в отражениях, Ганелона, который на самом деле Оберон, принца Корвина, поддающего на собственной могиле и прочих? Интересный мир, что ни говори. К чему я здесь припомнила Амбер? А он мне всегда вспоминается, когда я фанфики читаю. Ну ладно, не будем брать Гортхаура и Гортхауэра, этот пример уже всем оскомину набил, а вы сравните, к примеру, Финрода у Эйлиан и Брилевой. Если они еще и встретятся – чистый Амбер получится. Кстати, это неплохой прием при чтении некоторых фанфиков – считать их героев «отражениями» толкиеновских. Вот Финрод в ПТСР– такое «отражение». Для меня, во всяком случае, – я знаю и таких толкиенистов, которым ПТСР нравится. Что ж, на вкус и цвет товарищей нет. И это даже очень хорошо, а то бы мир стал скучным.
Отражения отражениями, но Финрод у Брилевой не нравится мне не тем, что он на толкиеновского не похож. Нет, похож-то он похож, внешне, по крайней мере. Кстати, думаю, Толкиена многие именно за это и любят – нет у него конкретных, до черточки, описаний героев. Ну, скажем, Лучиэнь в «Лэйтиан»: коротко стриженые темные волосы, серые глаза… Художники, вперед! Знаете, сколько можно девушек нарисовать с темными волосами и серыми глазами? Простор творчества, полет души и фантазии! Да ерунда все это, не во внешности дело.
«А правда ли, что у него ресницы, как у девушки?» – спросила у меня как-то знакомая орка…
Это я отвлеклась. Первое, но не последнее отступление от темы. Так вот, оставим в стороне вопросы внешности – это дело вкуса, знаете ли. Главное в человеке – душа! Так что те, кто назгулов людьми не считает – они ошибаются. Души у Кольцепризраков были. У них тел не было. Улавливаете разницу?
И вообще, назгул – такой же человек, как мы. Только умеет больше. А вот жить не умеет. Так кто же это умеет, жить-то?! Если вы знаете кого-то, кто умеет жить – дайте его координаты мне. Вознаграждение гарантируется. Отдам Сильмарилл после победы над Морготом.
Но это о людях. О них я как-нибудь отдельно напишу, тем более что мне тут попалась довольно завлекательная книжка некоего Николя Бонналя, страстного эльфомана, обвинившего Профессора в антропофобии. Но у эльфов тоже душа главное. Ну, хотя бы тот же Athrabeth почитайте.
Так вот ПТСРовский Финрод не нравится мне именно в этом отношении.
Давайте всмотримся повнимательнее в Финрода «Сильмариллиона», «Лэйтиан» и Athrabeth. Вроде бы ничего особенного он собой не представляет, единственное, что его выделяет, – именно его королевство самое большое из всех нолдорских королевств в изгнании. И на карту глядеть не надо, это в «Сильмариллионе» сказано – глава 17, «О Белерианде и его королевствах». А если оставить в стороне географию, то тут же обнаружится, что Финрод совершенно не похож на своих двоюродных братьев. Представьте себе, что бы было с Эдайн, встреть они в лесах Восточного Белерианда, например, Куруфина, у которого был скверный характер, или, допустим, Фингона. Минуточку. Обмозгуйте как следует: король Нарготронда, правитель самого большого королевства по эту сторону Белегаэра, – шляется по лесу! Один!
Голос из зала: и без охраны…
А что, верно. И без охраны. Забудем на время всевозможные анекдоты, как Финрод уходил в Оссирианд пить с Маэдросом и Маглором. А скажите, стал бы даже Маэдрос с людьми так разговаривать?
Опять же, смотря чей. Маэдросов много. Я знаю троих.
И нигде, нигде в «Сильмариллионе» нет изображения Финрода на троне! И в других произведениях Профессора нет. И в собственном королевстве он всего два раза упоминается – в 15 главе, когда говорит с Галадриэлью, да в 19, когда встречает в Нарготронде Берена. При том, что Тургон за полтыщи лет только один раз вышел из Гондолина – на битву Нирнаэт Арноэдиад. Не буду размышлять о морально-этической стороне такого поведения, хотя, имхо, это форменное свинство.
А корона Нарготронда – она упоминается в «Лэйтиан» в тот момент, когда Финрод ее бросает на пол. Мне, кстати, безумно нравится этот эпизод: «бросив шлем Нарготронда из серебра…» Получается, что даже короны как таковой у него не было! А еще в начале поэмы сказано, что Финрод, отдав Барахиру свое кольцо, «на юг поспешил к Нарготронду затем, / где он носил, как корону, свой шлем». За точность цитирования не поручусь и заранее извиняюсь перед леди Ольвен, если где-то ошиблась.
Так что… Как король, Финрод не похож ни на кого. На память приходит разве что принц Эдмунд, но он совсем из другого мира.
В ранних версиях «Лэйтиан» Барахиру в дружбе и помощи клялся Кэлегорм. Но скажите, что бы он сделал, если бы к нему пришел Берен и объявил, что, так-то и так-то, мне нужен Сильмарилл, и твоя помощь, чтоб этот Сильмарилл добыть. Ну, не надо сразу кричать, что Кэлегорм вышвырнул бы визитера за ворота. Лично мне кажется более вероятным предположение, что Кэлегорм бы отправился с Береном, помог бы ему по мере сил, а потом отобрал бы этот Сильмарилл – Клятва, однако. «Семерым завещал отец / дострадать за него на свете…» А Финрод? Сами подумайте: ему этот Сильмарилл нужен? А зачем? Чтоб с сыновьями Фэанора потом воевать?
К тому же, он же прекрасно знает, что он-то Сильмарилл не увидит!
И получается примерно следующее: какой-то бродяга (называть вещи своими именами – ох, как это опасно! Еще двуручником деревянным получишь…) приходит в Нарготронд – да как он там вообще оказался? Если бы из Дориата шел в Ангбанд, близко бы к Нагорью Охотников не подошел, – и напоминает королю: вот он я, мне помощь нужна – я влюбился, а чтобы на любимой девушке жениться, мне нужен Сильмарилл.
И король бросает свою корону и уходит с этим бродягой в компании десяти самых верных своих воинов. А эти-то здесь причем? Финрод давал Барахиру клятву, и его долг теперь – эту клятву сдержать («Нарушайте вы клятвы, а мне же пора, / царство покину, чтоб клятву держать…»). А тому же Эдрахилу какое до этого дело?
Простой ответ – а никакое.
А потом? А потом эти десять гибнут в пасти волколака, и последним погибает Финрод, спасая Берена. Блин, а здесь в чем смысл?!
Прошу прощения за не слишком литературное выражение. Не удержалась.
Почему прекрасный и благородный эльфийский король отдает свою жизнь ради какого-то адана? Он ему сын или брат? Да нет, просто Финрод дал клятву. Он ее сдержал. Такой вот ценой. А фэаноринги тоже в конечном итоге свою клятву сдержали. Разрушив Белерианд, убив тьму народу всех рас, а Сильмариллы все равно от них ушли. Один – посмотрите на закатное небо, вон он там, и до сих пор сияет. Видимо, тяжело было Валар видеть в Валиноре этот камень. Второй Маэдрос в пропасть бросил, да и сам туда же сиганул. Маглор свой в море кинул, и «скорбные песни и ныне поет». Было бы смешно, не будь так грустно. Честное слово, когда Горлум в Ородруин свалился, это и то было поосмысленнее. Хотя все равно его Фродо пожалел, и мне его жалко. А вообще, он счастливым погиб. «Прелесть» же получил, как ни крути.
Но вернемся к нашей теме. Получается, что герои «Лэйтиан» в своих поступках руководствуются исключительно чувствами. Береном движет сначала Судьба, потом любовь. Финрод идет с Береном на север, чтобы сдержать клятву (NB. А представьте, если бы он не ушел. Так-то нарготрондцы пошумели, покричали, что «Финарфин – не бог, <…>, и Финроду тоже тут богом не быть», а потом… «Мы виновны пред тобой, но пора пришла / научиться понимать тебя, наш Король» . А если бы он остался? Не могу, не хочу и не буду отвечать за всех нарготрондцев, но я бы незамедлительно переквалифицировалась в фэаноринги. Или в нолфинги). Даже Кэлегорм, намеренно вводя в заблуждение Лучиэнь, движим любовью. Пусть и такой – но любовью. Короче, есть одно-единственное существо, которое там расчетом руководствуется, и именно это существо в итоге оказывается в луже. Я про Саурона говорю. Вот замечательное «отражение» толкиеновского Саурона – Саурон в «Ab surdo» Лоры Бочаровой.
И никаких «камней судеб Арды»! Берену нужен Сильмарилл, чтобы жениться – он его и получает, и именно для этой цели. Иначе бы он его просто не добыл.
Вроде бы все понятно, но нет. Есть такие экземпляры, которых хлебом не корми, дай только подвести подо что-нибудь логическую базу. Иногда они в этом достигают таких высот, что простым смертным (и бессмертным) надо на Барад-Дурскую колокольню влезть, чтоб с этой высотой сравняться. Но за отсутствием таковой колокольни приходится оставаться такими «темными»… Не в смысле сторонниками Моргота-Саурона, а просто необразованными.
Признаться честно, «По ту сторону рассвета» я полностью так и не осилила. Не люблю я книги, на каждой странице которых приходится краснеть и оглядываться – а не стоит ли рядом кто. И выражансы, которые герои употребляют… Ольга ухитрилась даже эльфов-Нолдор обучить ненормативной лексике! Шляпы не ношу, только поэтому не снимаю. Но вот то, что там про Финрода – это я прочитала. Специально листала книгу (вернее, просматривала вордовский файл) на предмет поиска эпизодов про Финрода. Когда-то так же читала сначала «Лэйтиан».
Так вот. Не надо мне говорить про Роганов, я их от Рованов не отличу ни за что, даже за Сильмарилл. Но с философией я ознакомилась, потому что философствует там преимущественно Финрод. А теперь… Поклонники Брилевой, пожалуйста, найдите в правом верхнем углу экрана кнопочку с крестиком и нажмите на нее. Для вашей же пользы. Так, а когда здесь остались те, кому ПТСР не нравится, мы с вами поговорим по душам.
Есть в Ольгином Финроде одна черта, которая вызывает у меня черную зависть. Это уму непостижимое умение скрывать свои чувства под маской полнейшего равнодушия. О-ой! Щас умру от зависти! Я, девушка вообще-то интеллигентная, как все петербуржцы, так бы не смогла. Саурон бы узнал о себе много нового и интересного. А я о нем много чего знаю, по одной из моих квэнт, он меня и создал.
Но эта же черта с ее производными вызывает и раздражение. Это просто не мой король. Ну абсолютно не понимаю, почему правитель обязан знать все и руководствоваться в своих действиях могучими расчетами. Ау, читатели! Скажите по правде, вы поняли, о чем там Маэдрос c Фингоном и Финродом говорил?
Когда Татьяна Егорова, возлюбленная Андрея Миронова, в разговоре с матерью Андрея, Марией Мироновой, сказала, что политика – дело тонкое, Мария Владимировна ответила: «Вы когда-нибудь видели *** у комара? Нет? Так вот политика – это еще тоньше».
Если кто-то все-таки понял (нет, не перепились еще гении на Руси!) – скиньте мне популярное объяснение на мыло, если не трудно.
Кончаем трепаться, ближе к делу. Финрод у Ольги – это какой-то гибрид Намо Мандоса с персональным компьютером начала XXI века Седьмой Эпохи. Король Нарогарда просто ни шагу не ступает без серьезнейших раздумий. Он знает все и обо всем, и подданные такого короля могут спать спокойно – государство о них позаботится. Скажите, вам такой правитель никого не напоминает? Мне вот напоминает. Был такой – его чуть ли не за несколько лет предупреждали, а он отвечал, что сам прекрасно знает. Вы знали, что первые дни войны Сталин сидел безвылазно в своем кабинете и пил?
И конечно, Ольгу и других авторов ПТСР не могло устроить такое простое объяснение поступку Финрода, как его клятва Барахиру. Отсюда – Древняя Надежда, terkenye и прочее. Жаль, хорошая была песня у Blind Guardian – Thorn. А перевод на оригинал не похож.
Окончательно я обозлилась на Ольгу и Ко где-то к середине главы 17. Хорошенькая там получалась картинка: эльфы-спутники Берена и Финрода по очереди отправляются к Мандосу, а Финрод сидит себе в уголочке и думает, как бы ему все-таки осуществить свой план. И тихо радуется, что его Саурон оставил на закуску. Даже в «Черной Книге Арды» он больше переживал о своих спутниках!
Кстати, о ЧКА. Как канонической толкиенистке, мне, наверное, не пристало признаваться в том, что я к апокрифам отношусь толерантно, а кое-что даже очень люблю. В ЧКА я очень люблю «Нарн ин-Аэгнор» и «Алхор-Эрн» («Одинокий волк – это круто, но это так, сынок, тяжело. Ты владеешь всем миром как будто – и не стоишь в нем ничего»). А вот «И-Линн» не люблю. Хотя в этой главе можно обнаружить немало интересного. Скажем, сам факт того, что Саурон, оказывается, не скармливал пленных эльфов волколакам. Конечно, «за кадром» он с ними что угодно мог сделать, и даже похуже чего (знаем мы этого черного и пушистого Тэвильдо), но «в кадре» ничего такого нет. Прокурор и тот не придерется… Я в свое время немало поизвращалась над поединком Финрода с орком, но тут речь не об этом. Согласитесь, такое вот отступление от текста Толкиена (при том, что авторы ЧКА старались свести противоречия к минимуму, а имеющиеся как-нибудь объяснить для Арды) о чем-то говорит. А сам образ Финрода в ЧКА весьма интересен. Вспомните главу о Маэглине, не помню, как уж она там называется. Вроде бы, по логике, «темные» должны Маэглина благодарить – он же им Гондолин сдал. Ан нет, к Маэглину отношение – как к предателю, а вот о Короле Фелагунде в ЧКА говорится с ого-го каким почтением и благоговением. Что означает, что верность, «высоким штилем» выражаясь, своим знаменам, суть ценность непреходящая и всеми одинаково уважаемая – что светлыми, что темными, что серо-буро-малиновыми в крапинку.
Вопрос: зачем все это было надо? К чему объяснять все поступки героев расчетами? Оставьте расчеты Намо Мандосу. Финрода Толкиена любят (многие, во всяком случае. Я знаю еще пару ребят, которые придерживаются такого же мнения) именно за то, что он спас Берена не потому, что чего-то хотел с его помощью добиться. Финрод же не мог в подвале Тол-ин-Гаурхота знать, что к острову придет Лучиэнь. Ой, вот только не надо мне пудрить мозги про осанвэ! Я в телепатию верю, на себе проверено, но в «Лэйтиан»-то ничего такого нет! Там именно сказано: «Фелагунд, верный клятве…» А, ладно, мне это надоело. Я лучше перечитаю еще раз «Его силой был свет» – замечательно сказано, лучше не получится – и не пытайтесь.
Резюме: Финрода любят не за то, что он такой из себя белый и пушистый. Его любят за то, что он, подобно Иисусу Христу, отдал свою жизнь ради спасения человека. Пусть не всего рода человеческого… И пусть это сравнение не покажется вам кощунственным. Сравнения толкиеновских героев с библейскими персонажами уже давно стали обычным делом. Эльфийскую песню-обращение к Элберет сравнивали с католическим гимном Мадонне; описание Галадриэли глазами Сэма и Фродо – с самой Девой Марией. Неудивительно: Толкиен сам был христианином, и хотя его мир – фэнтезийный, в нем не меньше христианского, чем в Нарнии Клайва С. Льюиса. Может, даже и больше.
Признайтесь честно: если бы Финрод благополучно вернулся из своего похода с Береном, если бы им удалось вернуть все три Сильмарилла и каким-то образом примириться с сыновьями Фэанора – Финрод не был бы тем Финродом, которого так любят в фэндоме. Он был бы обычным королем эльфов, и был бы, разумеется, героем – как Фингон, спасший Маэдроса из Ангбанда. Но, повторюсь, это был бы уже не тот Финрод. И он бы не заслуживал и половинной доли нашей любви к нему.
Ну зачем же сразу за деревянные мечи хвататься – я что, неправа?
Размещено: 03.07.05
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>