|
Amarin
Собственно, что можно было бы по логике ожидать от книги, выпущенной одним из авторов «Черной книги Арды» в серии «Летописи Средиземья»? Средиземский антураж - раз, фирменный «черноардынский стиль» - два, очередной «взгляд со стороны темных» - три.
Три раза ха-ха.
Средиземский антураж сведен к минимуму, место действия - как правило, места отдаленные и с уклоном в Китай и татаро-монголов. Собственно эльфам уделено страниц пять максимум, а Нуменор присутствует, но тоже по минимуму. Впрочем, в таком случае появляются какие-нибудь центурионы, мгновенно сбивающие с панталыку (при всем моем уважении к Нуменорцам, на латыни они, вероятно, не говорили:)
Стилизация действительно присутствует, но не под ДДРТ, и не под Ниенну, а, скорее, под АБС. Книга вызывает в памяти именно поздних Стругацких, со всяческими «Отягощенными злом», «Поиском Предназначения» и прочими «Пятью ложками эликсира». «Чуден Харад при вешней погоде», «воспитуемый» (Саурон о пленнике), «Сами-знаете-кого одной левой запинал», «центурионы», «фактории»… Поскольку в ЧКА, построенной исключительно на изящных словесах, именно выбору слов придавалось огромное значение, то остается сделать единственный вывод - Вторичной вере предлагается пойти погулять. А читателю - сесть и подумать над тем, что хотел сказать автор:)
Вообще, книгу можно разделить на три части.
Во-первых, это сами истории Искушения и Падения Назгулов. Кстати говоря, расстановка сил предлагается самая что ни на есть ортодоксальная - Саурон-искуситель, «белый и пушистый» Мелькор на страницах не появляется, но дается понять. что на самом деле он вовсе «черный и облезлый» :) Нуменор уже морально разлагается, в колониях бушуют войны, а племена, еще не собранные под нуменорским владычеством развлекаются междоусобицами.
Признаюсь, к концу тома мной руководило не то, чтобы удовольствие от книги, а скорее интерес исследователя. Или, если хотите, туриста, который, купив билет в Кунсткамеру, отрабатывает его стоимость, отважно таращась на предстающий перед его глазами паноптикум. Вспоминался Орвелл и Замятин - впрочем, если речь идет о Мордоре и Тху, это видимо, тот стиль, который больше всего подходит.
Падение показано в деталях, клинически, как история болезни… (Вот кому бы я посоветовала «Великую Игру» почитать, так это команде сторонников г-на Перумова из Диспута на Литфоруме, к-я в своей аргументации постоянно упирает на человеческую совесть… Глядишь, может, и толк был бы:) Картинка получается жуткая и безрадостная. Впрочем, вспоминая фразы из писем ДДРТ - «существует уровень, на котором не выдерживает никто». Профессор в этом был пессимистом, в конце концов.
Автору действительно удалось показать «взгляд с другой стороны». Начинаешь жалеть некоторых Назгулов (Хэлкара, к примеру, которому сделали практически замятинскую операцию «по ампутации фантазии». Или Орхальдора, чья история похожа на историю Злосчастного Горлима)- но как рассудить о том, кто прав, кто виноват, в некоторых ситуациях? Видимо, один Эру знает:)
Во-вторых, в «Великой Игре» очень много злой сатиры на ЧКА. (Сама ЧКА охарактеризована весьма и весьма нелицеприятно…) В особенности достается восторженцам. «Юноши бледные со взором горящим» показаны в нескольких вариантах. Но если в «светлом» варианте все более-менее безобидно (чрезмерно увлеченный легендами молодой человек пытается найти оправдание для романтического преступника, а тот его убивает и бежит), то в «темном варианте» дело скатывается в откровенное садо-мазо. Брр… Плевалась я по ходу действия неоднократно - вызывать сильные чувства автор умеет, поэтому результат омерзителен. Помнится, в Каминном зале лежит хохмочка Иллет о вьюноше, страстно желавшем послужить Тьме, и попавшем на опыты к назгулам. Но когда подобные вещи описывают с подробностями, впадая иногда в физиологизм… Неприятно. Чего и добивались.
(Вероятно, все это обращено к т.н. «ниеннистам». Но, имхо, человеку, привыкшему к возвышенному стилю, реалистично-физиологичный стиль осилить будет трудно… )
Кстати, если я не ошибаюсь, жизнеописания некоторых назгулов имеют под собой в основе ЧКАшные легенды. Диалектика, однако:) К примеру, Элхе, которая в первоначальном варианте жертвует собой ради гхм… Мелькора, поступает в лучших традициях описываемой культуры. А в «Великой игре» упоминается, что она «умерла по-настоящему» и обзывается Сауроном предательницей (из чего можно сделать вывод, что она совершила что-то хорошее…) Вообще, с «9 рунами» связано множество самых мрачных намеков, и, как мне кажется, у «Великой игры» будет продолжение, которое окончательно расставит точки над ё и закончит логическую цепочку «ЧКА- 1» - «Исповедь стража» - «Великая Игра».
Ну и, наконец, в-третьих…Собственно, книга ориентирована на тех, кто и так в курсе «ху из Тху», сиречь на фэндомцев всех мастей и окрасов. Не могу удержаться и не процитировать:
«Мы были молоды, нам все было нипочем, а уж посмеяться над верой, над старыми преданиями считалось просто верхом смелости. Какое вольнодумство! Наставник, конечно же, дурак и ретроград, мы куда умнее - надо же всем это показать, дерзость, отвагу свою! А уж посмотреть старые кампании- да мы на месте этих великих и прославленных сделали бы то-то и то-то и разбили бы врага наголову, и т.д. и т.п. А уж когда доходило до хроник Первой эпохи, тут вообще хорошим тоном считалось пропесочить всех и вся. Помню, мы тогда нашей компанией говорили об истории Сильмариллей… Кто-то говорил, что старые хроники - полная чушь, что все хроники врут. Другие, как было тогда модно, занимались оправданием действий Саурона и Моргота, всячески высмеивая эльфийских вождей. Третьи доказывали, что вообще ничего подобного быть не могло. Так мы как-то зацепились за «Лэйтиан», а там разговор перешел на то, сколько дней конкретно эльфы и Берен просидели в темнице, в ход пошли расчеты скорости передвижения человека по пересеченной местности, скорость бега Хуана, все прочие вещи вроде скорости роста волос у Лютиэн, скорости изготовления ею веревки и плаща и всяких других скоростей… Мы ушли вообще в непонятную сторону, кричали, ругались, обзывали друг друга… всяко в восходящем колене, а хронистов еще и покрепче… Кто-то излагал теорию о том, что вся затея была хитроумным планом Феанорингов, другой - что хитроумным планом Моргота, третий доказывал, что Саурон на деле был весьма милосерден в обхождении с пленными и что Финрод на самом деле не умер, как говорят официальные хроники, а ушел к Врагу, а Берен вообще принес присягу Саурону… Словом, до драки и взаимных смертельных оскорблений было уже недалеко. Трое наших андунийцев горячо отстаивали эльфийскую точку зрения… Но их задавили числом, потому как нам просто ХОТЕЛОСЬ очередной раз доказать, что правы именно мы, а для этого нужно было найти неправого. Ну, поскольку говорили о Сильмариллях, то неправым, естественно, должен был оказаться эльфийский хронист. Даже если я вовсе не считал его неправым, в тот момент я задался целью доказать, что он неправ, даже будь это вопреки здравому смыслу…
Это сейчас я знаю, что ничего нового в наших спорах не было, что история повторяется, как не раз повторялось до нас. Это потом я научился видеть среди вороха мелочей, в которых мы и увязли тогда, зерно истины. Это сейчас я понимаю, какими мы были дураками и с какой, наверное, насмешкой, посмотрел бы на нас тот самый неведомый хронист…»
Ничего не напоминает, господа? :))
Размещено: 12.07.05
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>