|
Ингвалл Колдун
Многие толкиенистские умы не раз задавались вопросом: для чего Мелькору
понадобились сильмарилы Феанора? Не очень конкретное объяснение Профессора – что Мелькор “воспылал яростной похотью” – не кажется удовлетворительным. Ну, то есть, то, что он воспылал, это понятно – иначе бы не стал их похищать. Но почему воспылал – на это ответа на данный момент у нас нет.
Просто потому, что сильмарилы красивые? Не Мелькор получается, а ребятёнок
маленький, который тянет ручонки ко всему блестящему и яркому. Уж блестящего и
яркого создатель вулканов и ледников небось навидался за долгий валарский век.
Не проходит.
Сильмарилы дороги ненавистным Мелькору нолдорам и поэтому их (сильмарилы) у них
(нолдоров) надо отобрать? Это, пожалуй, объясняет факт похищения, но не
объясняет последующего отношения к сильмарилам. Почему, если кража состоялась
исключительно назло нолдорам, сильмарилы нельзя скормить
Унголианте? Почему Мелькор не прячет их в сокровищницу где-нибудь метрах в
тридцати семи под землёй? Из-за сильмарилов Мелькор терпит ужасные муки – что от
Унголианты, что от самих сильмарилов - камни жгут Мелькору руки; вправленные в
корону, становятся для него тяжким и утомительным бременем, но он не расстаётся
с ними. Почему? Нет убедительного ответа.
Сильмарилы – цена крови? Но цена крови, т.е., вира, возможна только при наличии
каких-то торгово-бартерных отношений, а таковых между Стихиями не наблюдается.
Если же Мелькор (из ЧКА), потерявший самое дорогое, мстит, забирая самое
дорогое из Валинора, то опять-таки – зачем носить вредоносные камни в
короне? Дразнить нолдоров? Больше делать нечего?
Сильмарилы взяты для того, чтобы с их помощью нельзя было возродить Деревья? Это
уже лучше, но на вопрос про корону всё равно не отвечает. Да и Унголианте их
можно было бы смело скармливать.
Кстати говоря, для чего были убиты Деревья? Просто в качестве террористического акта, т.е., чтобы нагадить? Несерьёзный Враг какой-то получается.
Похищение сильмарилов символично – вставив их в корону, Мелькор получает некое право называть себя королём мира? Всё бы хорошо, не будь он богом. Для эльфов и людей, действительно, сильмарилы – символы (не только, как мы убедимся далее, но символы тоже) – символы надежды, света, потерянного Валинора и так
далее, но у богов-то так не бывает! Молот Тора – не символ молнии, он молния.
Тирс Диониса – не просто жезл, а волшебная палочка. И так далее, и тому
подобное. Мы имеем несколько убедительных мотивов похищения сильмарилов, но ни
одного мало-мальски приемлемого объяснения тому, почему Мелькор так упорно
носится и возится с ними. Остаётся предположить, что сильмарилы действительно
имеют для него объективную и практическую ценность: что носит он их в короне не
из мазохизма, а из необходимости. Он как-то сильмарилы использует. Возникает
вопрос – как?
2
Что знаем мы о сильмарилах? В них заключён смешанный свет Деревьев – это раз.
Они освящены Вардой и жгут смертную плоть, или плоть того, кто коснётся их со
злым умыслом – это два. Мандос предсказал, что в них заключены судьбы Арды –
это три.
Сильмарилы в какой-то степени стали альтернативой Деревьям. Они опасны и могут
быть использованы во зло – иначе зачем Варде ставить на них специальную защиту?
Они важны; от их использования может зависеть судьба всего сущего – так сказал
Мандос.
Итак, из первого пункта можно вывести то, что убийство Деревьев и похищение
сильмарилов связаны друг с другом. Затемнение Валинора – не террористический
акт, а военные действия; стремительный удар на два фронта, эффективно приводящий
к тому, что Свет Деревьев исчезает из Валинора и оказывается у Мелькора, который
таким образом становится монополистом.
Монополистом чего?
Оставим ненадолго Мелькора и валаров, и посмотрим на проблему с другой стороны.
Свет Деревьев дошёл до наших дней в свете луны и солнца. С солнечной же активностью связано и т.н. «биохимическое излучение», которое, согласно теории Л.Н. Гумилёва, является источником т.н. «пассионарности», т.е., силы,
побуждающей отдельных людей/детей Эру, равно как и целые народы, к усиленному развитию и активным действиям на исторической арене.
Деревья, потом сильмарилы, потом солнце и луна являются в Арде источниками
именно биохимического излучения пассионарности. Взглянем на их историю.
3
В случае, если слова «пассионарность» и «этногенез» вызывают у досточтимого Читателя рефлекторное неприятие и желание четвертовать автора за употребление таких нехороших слов по отношению к любимым героям, равно как и в случае, если досточтимый Читатель прочитал всего Гумилёва от корки до корки
(подвиг, коего автор этой статьи, сразу признаюсь, не совершил) и пожелает
колесовать автора за неуместное употребление терминов «субэтнос» и «суперэтнос»,
прошу сих Читателей прочитать следующюю отмазку или дисклеймер:
Термины «пассионарность», «пассионарий», «этнос», «биохимическое излучение» и
пр. употребляются в данной статье исключительно в силу их удобства – в слове «пассионарий»
одиннадцать букв, а в словосочетании «Дитя (или Пасынок) Эру, обладающее большим
творческим или изобретательским потенциалом, личной храбростью, решительностью и
способностью к лидерству, при этом активно это всё
использующее или стремящееся использовать» - по подсчётам автора, сто восемьдесят пять букв, четыре запятые, две скобки и двадцать четыре пробела. Автор ленив.
Тезис, иллюстрируемый в данной статье, может с таким же успехом быть выражен как
«Магия сильмарилов Феанора заключалась в том, что они могли воодушевлять эльфов,
орков, людей, гномов и хоббитов, как поодиночке, так и целыми народами, на
великие, хотя порой и ужасные дела, требующие подъёма сил и бодрости духа.»
Прочитавши это, продолжим рассматривать историю сильмарилов.
4
5
Феанор, являясь, возможно, первым учёным, наизобретавшим на свою... голову приключений, сумел сконцентрировать биохимическое излучение Деревьев в трёх супералмазных сосудах, которые и были названы сильмарилами. В результате
задействованных при создании сильмарилов технологий излучение их получилось более интенсивным и жёстким, нежели излучение деревьев. Не случайно седьмая глава «Квэнта Сильмариллион» называется не иначе как «О сильмарилах и беспокойстве среди нолдоров». Как только в Туне появляются сильмарилы, пассионарность нолдоров начинает повышаться: им кажется тесным Валинор и они жаждут экспансии в Средьземье. В это время Мелькор, сообразивший, насколько велик потенциал сильмарилов, ходит вокруг и пытается направить эту растущую
пассионарность в нужное русло, и это ему почти удаётся. Будь Феанор чуть менее прозорлив – и Бегство нолдоров превратилось бы в Поход нолдоров под предводительством Мелькора – осваивать новые земли и всячески проявлять
пассионарность на просторах Средьземья. Синдаров и аварей ассимилировали бы,
дварфов покорили и обложили данью, а людей превратили бы в рабов с самого
начала. Воистину судьбы Арды заключены в Камнях Феанора!
Не вышло. Сильмарилы лежат в железном сейфе в Форменосе (почему железном? не
валары ли повелели экранировать излучение?), а Феанор как завидит Мелькора, так
начинает обидно ругаться тюремною вороною. План А потерпел неудачу, но Мелькор
не унывает. Он великолепный стратег и пока Тулкас и Ороме гоняют в поисках
Мелькора по всему Северу песцов и белых медведей, у Восставшего в Мощи уже готов
план Б.
6
Толкиенистская народная песня.
План Б прост и гениален. Два практически одновременных удара – убийство Двух Дерев на Таниквэтиль и убийство Финве в Форменосе – и Мелькор становится единоличным хозяином пассионарности в Арде. Теперь только те, к кому явится Мелькор, смогут стать пассионариями, остальные же народы попадут к ним в подчинение. Первым, что увидят пробудившиеся люди, будет свет сильмарилов в короне Короля Мира, Мелькора. И пойдут они, возжелавшие света сильмарилов, точно «возжелавшие света Дерев» эльдары, прямиком под его руку, и под его началом будут творить в мире разные недобрые чудеса. Валары же будут бессильны – пассионарности им взять будет неоткуда, а та, что есть у ваниаров и нолдоров, скоро угаснет, сильмарилы же практически вечны.
Мелькор возвращается в Ангбанд, и первым делом испытывает сильмарилы в действии, на орках. «Их тёмный повелитель наполнил (sic!) их (орков) страстью причинять боль и смерть» - гласит «Квэнта Сильмариллион». Мелькор щедрой рукой наделяет орков пассионарностью и внимательно следит, чтобы она принимала нужные ему формы – охоту к экспансии и страсть к завоевательным войнам. И орки ожидания оправдывают – в первой же войне субэтнос белериандских нандоров уничтожен, а синдары Тингола загнаны в Дориат. Где бы они, скорее всего, и сидели бы, отстреливаясь от тяжеловооружённых пассионарных орков, пока не появились бы заряженные сильмарильной пассионарностью люди и не завершили бы разгром.
Однако первую часть плана Б снова портят нолдоры и Феанор с сыновьями – вместо
того, чтобы спокойно вести гражданскую войну в Валиноре, как, вероятно,
предпочёл бы Мелькор, они (возможно, находясь в состоянии некоей «пассионарной
ломки» - судя по всему, расставание с сильмарилом очень непросто пережить)
устремляются вслед за похитителем сильмарилов, чтобы вернуть себе пассионарность.
Что интересно, феаноринги хотят не только отобрать их у Мелькора, но и
воспрепятствовать тому, чтобы Камни попали к кому угодно другому – «будь он друг
иль враг, один из злобных слуг Моргота, или человек». В увеличении числа
пассионариев Феанор не заинтересован.
Пассионарные нолдоры действуют как противовес пассионарным оркам, и после
нескольких стычек между теми и другими первая часть плана Б оказывается сведена
к патовой ситуации, разрешить которую может только появление какой-то третьей
силы. Если бы вторая часть плана сработала так, как предполагал Мелькор,
в Белерианд явились бы люди – сильмарильные пассионарии. Но как мы знаем, этого
не произошло.
7
Вернёмся ко времени Затемнения Валинора и Бегства нолдоров. Валары отлично понимают, что монополия на пассионарность упущена, более того – что они остались без возможности влиять на мир – воистину отныне судьбы Арды заключены только в Камнях Феанора. И тогда Манве, умница и стратег не хуже Мелькора, совершает поистине гениальный и смелый ход. Валары создают два независимых источника пассионарности, таким образом лишая Мелькора его монополии. Запущены Солнце и Луна, и человеческая пассионарность будет происходить от них, а не от сильмарилов. Если по плану Б смелые и воинственные люди со стопроцентной гарантией служили бы Мелькору, теперь с блестящим контрударом Манве они
становятся «тёмной лошадкой», и способны противиться власти Мелькора. Люди
нарушают баланс в обе стороны, раскачивают мир – и благодаря людям мир в
конечном итоге обретает спасение.
8
Дальнейшая история сильмарилов менее интересна с точки зрения данной статьи.
Возможно, Тингол просит у Берена сильмарил ещё и для того, чтобы с его помощью
сделать Дориат великой державой – у Тингола явный комплекс неполноценности перед
нолдорами вообще и феанорингами в частности, а о свойствах сильмарилов он мог
знать от Галадриэли (а у неё, как мы ещё увидим, были некоторые познания в
сильмарильной технологии). Однако новообретённая сильмарильная пассионарность
проявляется у Тингола в форме крайней гордости и заносчивости (впрочем, ему и
без всякого сильмарила сих качеств не занимать). У дварфов же (чья родная
пассионарность, дарованная Илуватаром вместе со свободой воли, стабильна и не
меняется) сильмарил вызывает уже упоминавшуюся выше «яростную похоть» и
обострение природной дварфьей жадности. Результат столкновения этих двух, прости
Господи, пассионарностей приводит к плачевному исходу: субэтнос дориатских
синдаров перестаёт существовать.
Достойно упоминания то, что эльфы, живущие в устье Сириона под властью Эарендила
и Эльвинг, считают, что «в сильмариле был источник целительной благодати, что
снизошла на дома и челны их» - и совершенно правильно считают, ибо свет
сильмарила воодушевляет их, недавних погорельцев и беженцев, и заставляет
чувствовать себя молодым этносом на самом начале пассионарного подъёма.
Также, я полагаю, не случайно то, что ваниары и нолдоры Валинора собираются на
войну сразу после того, как меж них появляется Эарендил, вестник надежды и
носитель пассионарности. Про Мелькора говорится, что он «не ждал нападения с
Запада, ибо полагал в возросшей гордыне своей, что никто более не пойдёт на него
открыто войною». Мелькор – не дурак. Мелькор – умный и рассчётливый стратег. Он
совершенно правильно полагает, что у валинорских эльдаров просто не хватит
пассионарности на крупномасштабную освободительно-карательную операцию. Того же,
что сильмарил, украденный у него, попадёт на Запад и вызовет там новую волну
пассионарности, Мелькор не предполагал, за что и поплатился.
9
В. Высоцкий, “Песня Кэррола”
Итак, сильмарилы исчезают с мировой арены. Но перестают ли они влиять на судьбы Арды? Никоим образом. Даже из недоступной космической дали единственный доступный взору сильмарил дотягивается до Арды и играет ключевую роль в уничтожении наследия Мелькора. Благодаря свету сильмарила Сэм и Фродо успешно доносят Единое Кольцо до Ородруина. Посмотрим, какое действие оказывает на хоббитов мини-сильмарил второго поколения, индивидуального действия, на жидко-кристаллической основе.
***
Пламя вспыхнуло в сердце Фродо. Не задумываясь, движет ли им безрассудство,
отчаянье или храбрость, он сжал Фиал левой рукой, а правой вынул из ножен меч.
[...] Фродо, хоббит из Шира, твёрдым шагом пошёл навстречу глазам.
***
***
Сэм не стал гадать, что же делать; ему было не до того, отважен ли он, верен или
разъярён. С криком он метнулся вперёд и левой рукой схватил меч хозяина. А потом
бросился в бой.
***
***
Сэм [...] пошарил за пазухой и нашёл то, что искал: холодный, твёрдый и плотный
на ощупь в этом ужасном призрачном мире предмет – Фиал Галадриэли.
«Галадриэль!» - слабо вымолвил хоббит, и тут же услышал далёкие, но чистые
голоса эльфов, идущих в свете звёзд по любимому сумеречному Ширу, и эльфийскую
музыку – словно сквозь сон, в Каминном Зале дома Элронда.
Giltoniel A Elbereth!
Уста его отверзлись, и он вскричал на незнакомом языке:
A Elbereth Gilthoniel
o menel palan-diriel,
le nallon si di'nguruthos!
A tiro nin, Fanuilos!
И поднялся, шатаясь, и стал снова хоббитом Сэмвайзом, сыном Хэмфаста.
***
Фиал Галадриэли – отражённый в её Зеркале свет сильмарила, собранный в хрустальный (или кристальный; английский текст позволяет оба прочтения) сосуд. Интересно, что и Сэм и Фродо, находясь под влиянием Фиала, черпают силу и уверенность в самоопределении через этнос – «Фродо, хоббит из Шира», «хоббит Сэмвайз, сын Хэмфаста».
Так что на наивный вопрос
Сэма, только что осознавшего, что Фродо несёт с собой свет того самого
сильмарила из истории про Берена и Лютиэн: «Неужто великие сказки никогда не
кончаются?», можно смело дать положительный ответ.
Айа Эарендил Эленион Анкалимэ!
Автор благодарит Антару, Талиорнэ, Талиорнэ*, Дэль и СКРа за поддержку и вдохновение.
Размещено: 18.05.06
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>