|
Гимли
(Кое-что о героях)
Постановка вопроса.
Так получилось, что в последнее время я прочитал кучу литературы о героях-трикстерах. И возник один интересный вопрос, ответ на который стал еще интереснее...
Сначала - определения. Трикстер, он же шут - эпический герой, чьи приключения описаны в жанре романтической комедии, фарса. Шут мечется от одного приключения к другому, побеждает могучих врагов уловками и хитростями, а потом вдруг оказывается в печальном положении, как будто нарочно дурачась в самое неподходящее время. Шут скрывает свои истинные силы (даже порой дрожит в притворном ужасе), зато успешно симулирует могущество и компетентность там где их нет. Не путайте шута с "комическим элементом сюжета" - добродушный плутоватый воришка (типа "кендер"), у которого в момент беды проявляется стальной стержень - еще не обязательно трикстер, потому что "комический элемент" смешон. И героичен, а надо героичен ПОТОМУ ЧТО смешон. Подвиг и стеб составляют одно!
Внимание, вопрос. У Толкиена есть герои самых разных видов - классический (Берен), культовый (Турин), экзистенциальный (Сэм). А трикстера нет? Почему?
Почему я думаю что трикстер обязательно должен быть? Во-первых, присутствие героя-трикстера - своего рода знак качества мира фэнтэзи. Он показывает что у мифологической традиции было детство - а значит возможно полноценное развитие. (Сами посмотрите, у каких писателей шуты есть, а у каких они "хромают" или напрочь отсутствуют. Привет Перумову с Никитиным). Герой - проказник - самый древний из известных героев эпоса. К этой категории относятся Койот индейцев Северной Америки, Легба дагомеев Африки, Прометей, герои Калевалы... уф... и многие другие.Да! Локи, естественно - для него и термин придуман. В Библии есть свои трикстеры - возьмите например Самсона, который побивает врагов ослиной челюстью и уносит ворота из города врагов, а потом вдруг примитивно проигрывает женщине. А потом взывает к Богу и убивает врагов на пиру куда его привели быть беспомощным пленником, развлечением.
Еще - у Толкиена есть элементы трикстерства - да хотя бы "старинная священная игра в загадки". Что, неужели у Эру с профессором напрочь отсутствовало чуство юмора? Почему нет героя?
Герой должен быть один (поиски).
На роль трикстера первоначально были выдвинуты следущие персонажи:
Том Бомбадил (сказочку расскажет, песенку споет)
Тулкас (вечный смех, дерется из принципа только кулаками, пешком догоняет лошадь - чем не шутник?)
Сэм (номинация Любелии... тушить кроликов под носом у Мордора - это, конечно, то что нужно)
На темной стороне даже искать не будем - Мелко и Саурон смертельно серьезны (кстати, правильная черта для противников шута. "Умри, бедный злюка" (с) Тиль Уленшпигель). А Лэйхо... извини, Ингвалл, но он не тянет. Он скорее трагик-изобретатель чем комик-изобретатель.
Тулкас не пойдет - у него постоянная работа есть, он прямолинеен и впадает в ярость. Сэм не пойдет по той же причине по которой не пойдет кендеры - см выше. А вот Том вывел на интересную дорожку. Он все равно не шут - он же ничего не делает! Даже в близлежайшей Хоббитании он не устраивает никаких потех и забав - нормальный трикстер не упустил бы возможность "потусоваться" с маленьким народцем. Стоп. А ведь есть один герой, который как раз шатался по Ширу. Итак...
Гэндальф, он же Олорин - устроитель ужасных опасностей и приключений.
Посмотрите как непохожи постутки Гэндальфа на действия остальных "крутых ребят" Средиземья. Он устраивает фейерверки в Шире, а потом вдруг скрывается воевать с Некромантом. Он выигрывает войну Пяти Армий, подсадив в отряд гномов добропорядочного Бэггинса, предварительно разорив его кладовые и навешав лапши на уши Торину и К (а потом все что он говорил про Бильбо, оказалось правдой - вот как действует НАСТОЯЩИЙ шут, господа). Он неуважительно отзывается о Сауроне (сравните Олоринское "мудрый глупец!" с Денеторовским "Он, как свойственно мудрецам, гонит впереди себя толпу рабов" и Сарумановским "в мире появилась новая Сила"), побеждает Барлога и саму смерть, а потом, у ворот Теодена, жалуется на старость и немощность ("нельзя отнимать посох у старого человека"). На Севере его считают эльфом, а на юге шпионом. Он угрожает "Маслютику" ужасными чарами, обзывает отряд хранителей дураками, морочит голову троллям, размахивает мечом в дюжине битв, а потом вздыхает о любимой трубке. Ну как, проникнулись?
Теперь о молодости Олорина - он учился у многих Валаров (почему не у одного? выгоняли или сам переходил от дома к дому?), был скромен и неприметен (кстати - из путешествия КУДА вернулся Олорин в дорожной одежде когда его включили в орден Истари... и "я боюсь Саурона" - притворный ужас или откровенность одинаково несвойственны крутым агентам Валинора - посмотрите что говорили остальные), а потом давал советы по обустройству Валинора...
А теперь взглянем на сам орден Истари. Когда Гэндальф стал "Саруманом каким ему следовало бы быть", он ничуть не изменил свою шутовскую натуру. Да еше и посоветовал Саруману колпак шута с колокольчиками - это шут настоящий упрекает шута неумелого, начавшего слишком серьезно себя принимать. Употребившиего свое мастерство клоуна - мудреца - мага не по делу.
Какой еще герой кроме шута может быть "не наделен силой", и тем не менее достигнуть результатов. Мораль - истари суть трикстеры, священные насмешники.
Ряд притянутых за уши аналогий.
1. Локи - Бог огня. Койот - огненно рыжий. Колпак шута - красные языки пламени. Прометей украл огонь для людей, а Легба наоборот - у людей. Какое кольцо у Гэндальфа?
2. Кстати о Койоте. Некогда Койот заморочил голову разговорами одной местной ведьме и превратил ее в камень (She who watches - Смотрящая. Она кстати недалеко от меня стоит в горах). Что Гэндальф сделал с троллями? Кстати - это единственное применение таких зрелищных чар на всю книгу.
3. Помните как Гэндальф смеялся в конце? Кто еще так может?
4. Трикстер - слегка созвучно "истари".
--------------------
Благодарности Любелии, Барку и Sergej Qkowlew
за помощь в организации мыслей.
Размещено: 23.06.2000
return_links();
//echo 15;
?>
build_links();
?>