Перумов, H. Эльфийский клинок.- СПб., 1993;
Черное копье.-СПб., 1993.
Одна из наиболее коммерчески успешных отечественных
фантастических книг 1993-1994 годов написана как "свободное
продолжение" классической фэнтезийной эпопеи Джона Толкина
"Властелин колец". Эксперимент не то, чтобы новый (продолжения
"Властелина Колец" и пародии на него на Западе дело чуть ли не
традиционное), но результаты его удивительно наглядны.
Первое. Hа сегодняшний день, насколько я знаю, ни на одном языке
мира не написано ни одного продолжения "Властелина...", которое
можно поставить в один ряд с двухтомным opus magnum Перумова.
Поэтому коммерческий успех, выпавший на долю этой книги в России,
вполне объясним - у нее фактически не было конкурентов (сама
трилогия Толкина не в счет).
Второе. Грандиозный неуспех книги Перумова именно у ярых
приверженцев Толкина обусловлен, скорее, не художественным
уровнем книги, а "излишней самостоятельностью" автора. По сути,
Перумов написал роман, действие которого происходит не в
толкиновском Средиземье (хотя он и сохранил многие
имена-названия-реалии), а в мире достаточно самостоятельном.
Главное отличие мира Перумова от мира Толкина - в эстетических
основаниях существования этого мира. Толкин создавал мир
возвышенной этичности - Перумов этику привязал к
"сркедневековому" антуражу. Как следствие, мифологическая
эстетика "Властелина колец" была замещена эстетикой исторического
романа.
Создалась занятная коллизия. Читатель, знакомый с трилогией
Толкина, берет в руки роман Перумова и немедленно сталкивается с
различием эстетических установок. Он должен принять совершенно
новые правила игры. Однако, с какой стати? - думает читатель,
которого правила, по которым играл Толкин, более чем устраивали.
И откладывает книгу, не оправдавшую его ожиданий.
Читатель же, который не вникает в тонкости различия эстетик,
вполне удовлетворяется совпадением географии и реалий и
воспринимает роман Перумова именно и только как продолжение
эпопеи Толкина. При этом мимо его сознания проходит все то
оригинальное, что создал автор...
Перумов попал в заколдованный круг. Его роман может быть
воспринят более-менее адекватно только читателем, который никогда
не брал в руки "Властелина Колец". Hо это вступает в противоречие
с самой концепцией "вольного продолжения"... и попытка играть на
контрапунктах (у меня вот так, а у Толкина было совсем иначе) -
в этом случае не удается.
Заколдованный круг. Видимо, ошибочной была уже основная
концепция, на которой и был построен роман. Любое преобразование
мира Толкина суть создание нового мира через отрицание Средиземья
- в более или менее существенной части его... И использовать
при этом атрибутику Толкина просто незачем (да и вредно, как
показал эксперимент).
Тем не менее, совершенно ясно, что в отечественной фантастике
появился автор, способный профессионально делать бестселлеры. То
есть, придавать литературному процессу не только художественную,
но коммерческую динамику.
|