Главная Новости Золотой Фонд Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы Общий каталог
Главная Продолжения Апокрифы Альтернативная история Поэзия Стеб Фэндом Грань Арды Публицистика Таверна "У Гарета" Гостевая книга Служебный вход Гостиная Написать письмо


Листик

Портрет одного эльфа

Когда бродишь по Internet'у, по толкинистским и околотолкинистским сайтам, в поисках каких-нибудь интересных текстов (будь то исследования или апокрифы), рано или поздно сталкиваешься с такой ситуацией. Если тебя интересует история нолдор, Нуменора или, скажем, орков, имеющейся литературы вполне хватит не только на то, чтобы ознакомиться с существующими мнениями, но и, составив собственное, выпустить увесистую монографию с названием типа "К вопросу об истории формирования общественного сознания в Нуменоре в правление Ар-Фаразона Золотого". Всё это, конечно, замечательно, хотя иногда бывает довольно грустно: достаточно вспомнить, что сделали с Финродом. Да - да, вы же видите, как кто-то морщит нос при этом прекрасном имени. Только ленивый про него не писал. Разумеется, я всё понимаю. Но про Красоту нельзя говорить словами, её нужно созерцать и петь. А уж если говоришь, говори с ней, с Красотой, а не за её спиной, низводя её до слов и общих фраз. Говори с Красотой, она тебе ответит.

Впрочем, это всё лирика. Я же пытаюсь сказать вот что: несмотря на обилие литературы фэндома, тематика её довольно стандартна, и вы вряд ли найдёте более или менее приличное количество текстов, посвящённых, например, жизни харадрим или лесных эльфов (прежде всего зеленолесских, но и лориэнских тоже - Галадриэль не в счёт, она изучается по курсу "История нолдор"). Оставим пока харадрим. Они, несомненно, тоже достойны внимания, однако меня в рамках данной статьи интересуют именно зеленолесские эльфы и в первую очередь, как вы уже догадались, Леголас. Фигура, конечно, тоже крупная (ещё бы!), так что, возможно, кто-то сочтёт мои пристрастия банальными. Мне эта проблема представляется актуальной, т.к. сколько-нибудь серьёзных исследований данной темы ничтожно мало. Это связано, на мой взгляд, с распространённым мнением о том, что сам Толкин слишком мало сказал про единственного из Хранителей эльфа, однако я считаю это убеждение ошибочным.

Итак, что мы знаем про Леголаса? Зеленолесский эльф (из синдар), сын короля Трандуила, один из Хранителей, ранее (до Войны Кольца) никогда не бывавший в южных землях: Лориэне, Фангорне, не говоря уже о людских владениях; лучник. И всё? Нет. Из "Неоконченных преданий" ("UT") известно, что его деда (отца Трандуила) звали Орофер, в I эпоху он, Орофер, жил в Дориате, а после разрушения последнего вместе с горсткой синдар ушёл на восток, за Мглистые горы, и в долинах Андуина встретил лесных эльфов. Позже он увёл часть народа севернее, став их правителем и основав королевство на северо - востоке Великого Зелёного Леса. В конце II эпохи Орофер сражался в войне Последнего Союза Людей и Эльфов и погиб при штурме ворот Мордора. После его смерти королём стал Трандуил.

Вот то, что Толкин сказал нам прямо и открыто. Тем не менее, это лишь часть из того, что он нам вообще сказал по данному поводу. Внимательное чтение текстов проливает свет на многие загадки.

Загадка1. Рождение Леголаса. Первое соображение, которое здесь возникает, такое: королевство Орофера и Трандуила было основано около 1000 г. II эпохи [1]. До этого зеленолесские эльфы жили рядом с лориэнскими (их разделял лишь Андуин, для эльфов это не было преградой) где-то в районе Лориэна конца III эпохи и чуть севернее. По "Вл. Колец" совершенно ясно, что Леголас в этих местах никогда не бывал. Обо всём, что встретилось Хранителям в Лориэне, он рассказывает, ссылаясь на то, что "так поют в Лихолесье". При этом он добавляет, что его народ давно уже не бродит в этих землях (значит, некогда бродил именно в этих землях), сам же он знает о них, выходит, лишь понаслышке. Следовательно, он родился уже после того, как Орофер увёл народ на север, т.е. не ранее 750 - 1000 г. II эпохи. Соображение второе. В "UT" сказано: "... there was constant intercourse between his [Oropher] people and their kin across the River, until the War of the Last Alliance" - "между его [Орофера] народом и их родственниками за Рекой были постоянные связи до войны Последнего Союза". Если были постоянные связи, почему Леголас, сын короля, никогда не бывал в Лориэне, ведь он так этого хотел (вспомните его реакцию, когда Хранители туда пришли)? У меня появляется такой вывод: либо он был ещё слишком "маленьким" для самостоятельных путешествий, либо он родился после заключения Последнего Союза (3430 г. II эпохи). Учтём также, что во время войн эльфы детей, как правило, не рожали. В целом, по "ВК" складывается впечатление, что Леголас довольно-таки юн для эльфа (не больше 3000 лет), но не нужно забывать, что его не просто так включили в состав Братства, т.е. у него уже был определённый опыт и отвага, о которых Элронд и Гэндальф знали (см. ниже.). Я думаю, что сын Трандуила был не моложе, а если старше, то ненамного, сыновей Элронда, Элладана и Элрохира, которые родились в 130 г. III эпохи.

Загадка 2. Если Леголас не бывал раньше в южных землях, бывал ли он где-нибудь ещё, и если да, то где? Наиболее вероятными представляются два направления: в районе Эсгарота (у лесных эльфов были связи с людьми Эсгарота - вспомните Бильбо и эпизод с бочками) и Имладрисе. Первое направление - всего лишь гипотеза. Второе находит подтверждение. "ВК", глава "Лотлориэн": "Песня эта [про Нимродель - З.Л.] очень красива на нашем лесном наречии, но для вас я спою её на Вестроне, как поют иногда в Доме Элронда" [2]. Значит, Леголас слышал, как поют эту песню в Имладрисе, и слышал когда-то раньше, потому что Хранителям песня незнакома. Кроме того, сам факт, что Элронд включил Леголаса в отряд (или согласился включить), указывает на определённую степень доверия к нему (и признание способности справиться с такой задачей), доверия, о котором Леголас знал. Всё это свидетельствует о неплохом знакомстве этих двух эльфов, которое, видимо, состоялось в прошлом.

Далее. Что это был за опыт, о котором я говорила выше, и что вообще собой представляла жизнь Леголаса в Зеленолесье? Вопрос, о жене Трандуила и матери Леголаса я обойду молчанием, поскольку об этом действительно ничего не известно (во всяком случае, мне). Разнообразные истории о несчастной любви Трандуила - всего лишь выдумки авторов, лично я думаю, что король со своей женой мирно и счастливо жили в Зеленолесье, либо же она ушла за Море, устав от жизни в Средиземье, или, как Келебриан, погибла.

Был ли Леголас единственным ребёнком в семье? Скорее всего, да. У эльфов было мало детей. Обычно 1 - 2, реже3. Нолдор, особенно Феанор, в плане семьи и детей были даже в первую эпоху чем-то необычным. У Элронда было трое детей (двое из них родились одновременно), у Галадриэль и Келеборна - 1, Келебриан. Думаю, что у Трандуила был один ребёнок или, по крайней мере, один сын.

Что касается опыта, то, во-первых, нужно отметить, что с вестью о побеге Горлума в Раздол Трандуил отправил именно Леголаса, а не какого-нибудь гонца или советника. И связано это не только с важностью дела, а с тем, на мой взгляд, что Леголас и был в числе советников, либо каким-то другим образом был причастен к решению государственных дел. Большой интерес здесь представляет и сам рассказ Леголаса о побеге Горлума. Эльф постоянно употребляет слово "мы": "мы выводили его на прогулку", "мы позволяли ему" и т.д. Это само по себе ничего не значит: он как бы говорит за свой народ, и "мы" здесь вполне уместно. Однако при этом Леголас описывает всё так, как будто сам был очевидцем. Например, "Там было высокое дерево, одиноко стоявшее вдали от остальных" или "Была глубокая летняя ночь, безлунная и беззвёздная, когда на нас напали орки". Возможно, Леголас приходил проверить, как охраняют Горлума, а в отражении атаки орков участвовал лично. Но в страже, стерегущей Горлума, его не было, т.к. про стражу он говорит: "они" (по контрасту с остальными случаями"мы"), "его часовые". Далее, в рассказе о преследовании Горлума, опять появляется "мы". Видимо, Трандуил поручил сыну, так сказать, "заняться проблемой Горлума". Может быть, отчасти поэтому именно Леголас был послан в Раздол. То, в каком тоне он описывает нападение орков, свидетельствует, что подобные нападения не были редкостью, и эльф, несомненно, не раз участвовал в таких сражениях.

Ещё пара штрихов к портрету. Эльфийское зрение. Леголас увидел отряд рохиррим с расстояния около 12 лиг (так он сам определил), но не смог разглядеть, что это за народ. 12 лиг - это почти 58 (!) км. А потом с 5 лиг (ок. 24 км) увидел цвет волос всадников.

Леголас [3] (или эльфы вообще), очевидно, не любил запах табака. В гл. 9 второго тома "ВК", в Изенгарде, когда Мерри, Пиппин и Гимли собираются закурить, эльф говорит: "Ну, я, пожалуй, выйду на свежий воздух, посмотрю, что там делают небо и ветер!". И позже: "Время бежит, и туманы рассеиваются, или рассеются, если вы, странный народ, не окутаете себя дымом".

Конечно, можно было бы продолжать: приводить цитаты, передающие эмоциональный настрой эльфа, порассуждать о дружбе с Гимли... Но здесь начинается очень зыбкая почва, и мы рискуем слишком далеко углубиться в такие уголки Великого Зелёного Леса, в которых Профессор никогда не бывал. Так что остановимся пока на этом. В общем и целом, сведений немного, но, по-моему, вполне достаточно для того, чтобы сформировалось определённое представление или образ. Образ одновременно юного и древнего, весёлого и печального и ещё - бесконечно милого создания.


Примечания:

[1] Эта дата указывается в "Энциклопедии" Королёва ( Королёв К.М. Толкин и его мир. Энциклопедия. - М., СПб., 2000). В приложениях к "ВК" и других текстах Толкина я её не нашла, но она выглядит вполне правдоподобной. В "UT" говорится, что Орофер увёл свой народ на север, во-первых, потому что не хотел зависеть от гномов Мории, которые достигли вершины могущества, и, во-вторых, потому что "he resented the intrusions of Celeborn and Galadriel into Lorien" - "его возмущало появление (буквально "появление без приглашения") в Лориэне Галадриэль и Келеборна". Из "Истории Галадриэль и Келеборна" в тех же "UT" ясно, что Галадриэль появилась в Лориэне не ранее 750 г. II эпохи.

[2] Все цитаты сверены с оригиналом.

[3] Кстати, ещё одна небезынтересная деталь: в одной из первых версий главы "Совет Элронда" Толкин назвал сына Трандуила Галдором. Позднее появились Галдор из Гаваней и Леголас, сын Трандуила.


06.07.04.



return_links(); //echo 15; ?> build_links(); ?>