"Что нравится и что не нравится в ЧКА"
(Фрагмент ФИДОшного обсуждения этой темы на конференции fido7.su.niennah, позднее дополненный)
Марианна Орлова
Нравится
- Принцип множественности миров и сам факт, что горячо любимая Арда может
быть и другой. А раз другой - значит и третьей, и четвертой, и сто двадцать
восьмой...
- Айнур - свободные существа, а не мысли Эру. Поскольку я сама вроде как
Айну, то мне такая концепция куда больше нравится ;)
- Понятия не-Тьмы и не-Света, а также Пустоты.
- Психологически достоверные отношения между Валой и его Майя.
- Объемность описаний. Читая, видишь то, о чем говорится в книге.
Не нравится
- Акцент сделан не на само учение Тьмы, а на его защиту от "гадких светлых"
- Светлые гады почти все. Если какой-то светлый оказывается хорошим, значит
он переделанный Эллери Ахэ. Почти ничего про Ирмо, Эстэ, про эльфов Синдар.
Единственный нормальный синда в книге - Эле.
- Пренебрежительное отношение к эльфам.
- Достижения светлых приписываются темным. Hе думаю, что Феанор спер идею
сильмариллов у Гэлеона. Просто есть идеи, которые носятся в воздухе.
- Бесконечное повторение возрождений Элхэ.
Нина Новакович
Hpавится...
- Издание, пpиятно деpжать книгу в pуках. Мне это важно. (супеp - не в счет!!!)
- Вся "Пpиказано забыть", в общем - новизна. То, что забыто - и вспомнено.
то, чего нет в "летописях победителей".
- Описания. Кpасиво, поэтично. ОЩУТИМО.
- Вообще, конечно, живость. Книгу можно любить-ненавидеть, но отказать ей
в жизни и человечности невозможно. В отличие от кpасиво-застывшего Сильма.
Сам факт такой - альтеpнативной - постановки вопpоса.
Hе нpавится
- Деомазохизм
- Избыток "pастекания мыслию по дpеву".
- Мало pеальных фактов. Миp голый. Аст Ахэ голая. Люди не едят, не пьют,
не pугаются, не ходят на уpоки... Только голые эмоции, да и то узкоплановые.
- Исключительная эмоциональность главных геpоев.
- Описания внешности всех геpоев. Категоpически - не нpавятся.
- Избыток слова "больно", вплоть до того, что смысл его уже не ощутим. Так,
набоp букв.
- Рваность текста. Одни заpисовки и эпизоды.
- Все светлые - pедкие гады. Hе нpавится категоpически.
- Еще меньше нpавиттся то, что все геpои-светлые - только экс-Эллеpи. нельзя
же так унижать даже вpага.
- И еще - сугубо личное: пpо Финголфина никак пpостить не могу. :(
В общем - что на ум пpишло. А въезжать более сильно в этот pазбоp полетов
желания нет.
Ирина Белостенникова
Что мне нравится:
- Открыто декларируется наличие во Вселенной множества миров и множества
Творцов.
- Жаль, что это не вошло в основной текст, но было у Hиенны описание разговора
Мелькора за Вратами Hочи с "духами Эа" - ышшо одно доказательство существования
Вселенских Hоосферических Сетей.
- Пацифистская направленность всей книги.
- Живые, но при этом ненавязчивые описания.
- Общий романтический настрой.
- Талантливое и грамотное описание эмоций, в том числе нечеловеческих.
- Идея о свободе воли и выбора.
- Способность некоторых мест книги заражать чувством полноты Бытия.
Ладно, хватит, а то Hиенна от стольких похвал покраснеет, замерцает и исчезнет,
а ей еще второй том писать надо.
Что мне не нравится (если на саундбластере вашего компьютера
есть звук выстрела из большой пушки, можете воспроизвести):
- Восхваление людей вообще и их абсолютной свободы в частности без малейшей
попытки объяснить, в чем состоит эта самая свобода.
- Отсутствие сколько-нибудь понятного темного учения. Впрочем, светлого тоже.
- Hепомерная детализация некоторых эпизодов, например поход Берена и Лутиэн,
в ущерб другим, не менее интересным.
- Цитаты из Библии в неподходящих местах (что, своими словами любовный пыл
Амариэ не изложить?).
Вот, пожалуй, и все, что мне не нравится в книге, а не в персонажах.
Вальрасиан
Нравится
- Стилистика. Виртуозное владение авторов языком. И в целом - редкостный
литературный талант авторов.
- Лирические линии: Дайолен и Хагинн, Эле и Ланире.
- Сказки Мелькора - на редкость хороши.
- Талантливое изображение психологии героев (отнюдь не всех, правда). Насыщенный
эмоциональный фон.
Не нравится
- Примитивная черно-белая схема. 90% светлых - негодяи, фанатики, убийцы.
В лучшем случае - глупцы. Все темные поголовно - герои (Курумо с Дэйрелом
- не в счет, их изгнали).
- В продолжение предыдущего - многочисленные оскорбления в адрес героев Толкиена
(Маэдроса выставили хамом, Барахира - бандитом, про Валар вообще молчу...).
- Постоянная проповедь расового превосходства людей безо всякого объяснения,
сущности этого превосходства.
- Присвоение себе творений светлых (Сильмариллы, перстень Фелагунда)
- Обилие крови и жестокости
- Невнятная философская и теологическая система
Можно было бы сказать еще многое, но резюмируя вкратце - нравится литературная
форма, категорически не нравится содержание.
Эстера
Нравится
- Незаурядный стиль, умение работать со словом.
- Тонкое понимание эмоций, глубокое проникновение в психологию.
- Трогательность любовных историй - Дайолен и Хагинн, Элхэ (!) и т.д.
- Красивая культура Эллери Ахэ.
- Общее впечатление одухотворенности и нравственной чистоты.
Не нравится
- Сама идея "контридеологии", потому что если "идеология" стройна и логична,
то "контридеология" таковой не будет, там будет масса натяжек и
нелогичностей.
- Натянутые мотивации поступков: героями движет какая-то невразумительная
мешанина из эмоций и настроений, какие-то ложно глубокие психологические
мотивы - в общем, нечто неубедительное.
- Стиль порой излишне эмоционален и переходит в истеричность.
- Слабый, постоянно рефлексирующий главный герой, неспособный постоять за
себя и своих учеников.
- Слишком много вариаций одного и того же сюжета (многочисленные инкарнации
Элхэ и т.д.)
- Светлые облиты грязью почти все поголовно, низменность и, главное,
мелочность их поступков просто поражает. Профессор так Саурона и Моргота
не позорил, как Ниенна Валар...
- Невнятная, псевдо-сложная метафизика (Тьма, Свет, не-Тьма, не-Свет, Эа,
Пустота...)
- В Арте много магии, но нет ЧУДА.
Одним словом, надо было Ниенне писать самостоятельное произведение, ибо
все проблемы у нее - от попытки увязать собственную идеологию с
профессорскими фактами. А так классная фэнтези у Ниенны бы получилась...
Кэтрин Кинн
Нравится: очень грамотный язык. Нигде не путаются слова "одеть"
и "надеть", соблюдены все правила литературного русского языка.
Не нравится: все остальное.
Эовин Краснодарская (О. Белецкая)
Нравится:
- Язык. Во-первых, грамотно. А во-вторых, ОЧЕНЬ поэтично.
- К слову о языке - очень понравился язык Ах`энн.
- Еще к слову о языке - просто необыкновенно красивый язык символов: "слова трав" и "слова камня". И вообще, культура тёмных эльфов здорово прописана.
- Сказки Мелькора.
- Стихи.
- История Дайолена и Хагинн, которую хочется вырезать (ножницами) и опубликовать отдельно. История Эле и Ланирэ, которую не знаю зачем выкинули во втором издании. Сюда же - "Повесть о яром пламени". В общем - лирика.
- То, что авторы сумели сделать из эпического повествования "живую" книгу. Правда, какой ценой...
Не нравится:
- Бесконечное и беспредельное опускание всех, кто не идёт путём Мелькора, по принципу: светлый - значит, ОБЯЗАТЕЛЬНО трус-холуй-мерзавец-подлец-хам-тупица-не-ведает-что-творит.
- Здесь же - непомерное возвышение темных.
- То, что все более-менее приличные светлые - перекрашенные темные.
- Отношения между Мелькором и Гортхауэром; вообще то, что все ученики без поддержки Учителя становятся слепыми котятами.
- Возведенные в культ бездумность и слабость положительных персонажей, начиная с самого Мелькора.
- Всего слишком много - жестокости светлых, страданий темных и авторских эмоций.
- Об эмоциях: они вообще преобладают. В Арте не нужен разум. Мелькор прямо говорит Курумо: "... Ортхэннер - сердце, ты - разум", и что из Курумо получается? Вряд ли это - случайно.
- Нелогичность поступков "+"-героев, в частности женщин (Ириалонна, особенно - Элхэ). Один мой друг сказал про это: "у ниенновских женщин - женская логика..."
- Нелогичность композиционная: одни эпизоды изложены от и до, другие - по диагонали, принцип отбора уму непостижим.
- Неуместные параллели с Библией, без которых никто бы никогда не начал говорить о "сатанизме в ЧКА".
Саур (Ю. Туманов)
Нравится:
- То, что историю описали с точки зрения Темных, что повлекло за
собой объяснение многих фактов как бы с другой стороны.
- Стилистика: живые образы, реалистично описанные события,
атмосфера сказания удерживается от начала и до конца.
- Яркость повествования: к нему нельзя остаться равнодушным.
- Сильная эмоциональная окраска: читатель зачастую переживает
вместе с героями на всех уровнях сознания.
- Концепция множества миров: таким образом Эру не является
последней инстанцией, что дает возможность рассматривать его уже не как
всеведущее существо, а лишь как стоящего на ступеньку выше остальных.
- Романтика повествования.
Не нравится:
- Пессимизм. После ухода Мелькора за Грань о нем больше не
говорится, откуда следует мысль о проигрыше Темных. Стоило ли выстраивать
целую систему, чтобы потом безнадежно ее разрушить? Все усилия Мелькора и
его последователей сведены на нет. Если учение Тьмы так хорошо и правильно -
почему же оно столь недолговечно и Темные не могут его отстоять?
- Обливание светлых грязью - также как в Сильме злоба без
каких-либо оснований взваливается на Моргота, так же здесь Светлым
приписывается бессмысленная жестокость и всевозможные гадости. В общем,
Ниенна ударилась в противоположную Профессору крайность.
- Слабость Мелькора. Сильнейшая их стихий Арды не в состоянии
защитить своих учеников - причем дважды, наступая на одни и те же грабли.
- "Философия ненасилия" Мелькора. Неужели минутная боль Арты для
него хуже смертей тысяч его учеников, ему доверившихся? "Ты в ответе за тех,
кого приручил" - этого еще не отменяли.
- Явное смакование страданий Темных - для них выискивают самые
жуткие смерти: костер, Валинорские скалы, раскаленное железо и т.д.
Вот собственно и все. Не смотря на внушительный список недостатков, ЧКА все
равно остается мощным апокрифическим произведением. Хотя будь она немного
оптимистичнее, читать ее было бы легче, да и воспринималась бы она лучше.
|